Земельный кадастр РФ, его функции и задачи в 2021 году

Проблемы кадастрового учета в 2021 году

Главная » Налоги »

Проблемы кадастрового учета в 2021 году

Статью подготовила начальник отдела по формированию налоговой отчетности Железнова Яна Константиновна. Связаться с автором

Вернуться назад на Кадастровый учет 2021

Дальнейшее развитие экономических отношений в Российской Федерации невозможно без точной и достоверной информации, которая должна содержаться в государственном кадастре недвижимости (ГКН). Эта информация необходима также для создания единого геоинформационного пространства территориального образования, позволяющего решать многочисленные вопросы эффективного управления. Поэтому сбор кадастровой информации в настоящее время и ее внесение в ГКН является актуальной научно-технической задачей.

Ведение государственного кадастра недвижимости в 2021 году является одной из сложных, трудоемких, дорогостоящих, но в то же время необходимых процедур, осуществляемых государственными структурами. Без кадастровой информации невозможны сделки с недвижимостью, возникают проблемы с проведением эффективной налоговой политики, государство не может на практике реализовать гарантии прав собственников на принадлежащее им недвижимое имущество. Поэтому неслучайно Министерство экономического развития непрерывно совершенствует нормативную и законодательную базу земельно-имущественных отношений, что, несомненно, даёт свои положительные результаты.

Согласно научно-техническим публикациям, одной из главных проблем государственного кадастра недвижимости является его незавершенность. Это обусловлено заявительным принципом ведения ГКН. Кроме того, серьезным аспектом сбора и внесения кадастровой информации в ГКН являются проблемы наложения границ земельных участков друг на друга в процессе их постановки на государственный кадастровый учет (ГКУ) или их пересечения с границами муниципального образования.

Данная негативная ситуация обусловлена следующими факторами:

1. Точность пунктов опорной межевой сети не достаточна для выполнения координирования характерных точек вновь образованных земельных участков.
2. Средние квадратические ошибки характерных точек, определяющие на местности положение земельных участков, получены с точностью, не соответствующей требованиям нормативных документов.
3. При постановке на государственный кадастровый учет вновь сформированных земельных участков орган кадастрового учета (кадастровая палата) не требует от кадастровых инженеров материалов, подтверждающих качество выполненных работ по координированию характерных точек
.
4. Характерные точки ранее поставленных на ГКУ земельных участков закоординированы с грубыми ошибками. В ряде случаев кадастровые инженеры используют картометрический способ определения координат без проверки, когда картографическая основа не обеспечивает заданной точности, а в соответствующей форме межевого плана прописывается только нормативная точность определения координат.
5. Изменение системы координат территориального образования, когда ранее учтенные земельные участки были закоординированы в одной, а вновь образуемые — в новой системе координат
.

Перечисленные недостатки, согласно действующему законодательству, обусловливают приостановления и отказы в ГКУ. Согласно материалам обследования, доля приостановлений и отказов в государственном кадастровом учете составляет в среднем по регионам от 3 до 11 %. Это весьма значимая величина, определяющая не только удлинение процесса оформления прав на объекты недвижимости, но и формирование налогооблагаемой базы.

Уместно заметить, что до введения в действие Федерального закона о землеустройстве земельные участки предоставлялись землепользователям без обязательного определения координат. Тем не менее, кадастровое ведомство, основываясь на статьях Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), подвергает сомнению не внесенные в базы данных кадастра графические и атрибутивные данные, а сведения, предоставленные во вновь поступающих межевых и технических планах. Такая ситуация парадоксальна, вместе с тем, она соответствует действительности. Устранение создавшейся ситуации возможно в результате выполнения сплошного межевания в пределах структурных единиц территориального образования. К сожалению, органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровой деятельности не определены источники, из которых должна финансироваться такая необходимая на современном этапе работа.

В современном земельном законодательстве выделены две группы ошибок, которые обусловливают наложение границ земельных участков при их постановке на учет: технические и кадастровые ошибки. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка) — это ошибка, допущенная органом кадастрового учета при осуществлении ГКУ. Срок ее исправления — не более пяти рабочих дней. Если причиной пересечения границ является техническая ошибка (например, сведения реестра объектов недвижимости или кадастровой карты о местоположении границы земельного участка не соответствуют сведениям, содержащимся в документах кадастрового дела), то она устраняется в течение времени, предусмотренного для осуществления кадастрового учета, без принятия решения о приостановлении.

Кадастровая ошибка — это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения. Перечисленные выше факторы относятся к кадастровым ошибкам. На исправление кадастровой ошибки отводится восемнадцать календарных дней. Кадастровая ошибка подлежит исправлению в процессе изменения сведений об объекте недвижимости, получении кадастрового паспорта на квартиру в порядке информационного взаимодействия или на основании вступившего в законную силу решения суда. Истцом по требованию об исправлении кадастровой ошибки может быть любое заинтересованное лицо (ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре).

Ответчики по иску об исправлении кадастровой ошибки:

• собственник земельного участка, за счет которого может быть произведено восстановление границ земельного участка истца;
• арендатор участка, если участок находится в государственной или муниципальной собственности и сдан в аренду на срок более пяти лет;
• кадастровая палата, поскольку именно она должна совершить действия по кадастровому учету новых границ земельного участка.

В письме Министерства экономического развития (МЭР) № 4448-ИМ/Д23 «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков» отмечено что, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 221, государственный кадастровый учет приостанавливается, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями (т.е. со сведениями государственного кадастра недвижимости, которые не имеют временного характера) пересекает одну из границ другого земельного участка. Исключением являются случаи, когда последний из указанных земельных участков является преобразуемым.

Орган кадастрового учета при принятии решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения. Если причиной пересечения границ является ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен после вступления в силу Закона о кадастре, то она определяется как кадастровая и подлежит исправлению в порядке, установленном ст. 28 данного закона.

Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка, допущенная лицом, выполнявшим работы по территориальному землеустройству, в отношении ранее учтенного земельного участка (земельного участка, государственный кадастровый учет которого не осуществлен, но право собственности зарегистрировано и не прекращено, и которому присвоен органом, осуществляющим госрегистрацию прав, условный номер) может быть исправлена органом кадастрового учета с использованием процедур в соответствии с ч. 14 ст. 45 Закона о кадастре.

В письме МЭР № ОГ-Д23-4647 дано пояснение по поводу отнесения земельного участка к ранее учтенным объектам недвижимости.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона № 221, ранее учтенными земельными участками признаются земельные участки:

• государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном действующим законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре;
• государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Местоположение границ земельного участка определяется кадастровыми инженерами в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами.

Вместе с тем, в целях снижения количества приостановлений и отказов в проведении государственного кадастрового учета, на наш взгляд, необходимо провести следующие мероприятия:

1. Разработать и утвердить инструкцию по определению границ недвижимого имущества и передаче межевых и технических планов на ГКУ. Данную инструкцию согласовать с работниками органа кадастрового учета и саморегулируемой организацией кадастровых инженеров.
2. Значительно усилить квалификационные требования по допуску претендентов для сдачи квалификационного экзамена на аттестат кадастрового инженера
. При этом существенно расширить перечень вопросов, касающихся геодезического обеспечения ведения ГКН, добавив теоретический материал по ГНСС-технологиям, методам и средствам контроля и математической обработки результатов геодезических измерений.
3. Органам кадастрового учета требовать от кадастровых инженеров материалов по контролю качества результатов координирования характерных точек вновь образованных земельных участков с проверкой качества определения координат характерных точек смежных земельных участков, уже поставленных на ГКУ
. В формах межевого плана необходимо приводить результаты реальной оценки точности выполненных измерений исходя из использованных методов и средств, применяемых при координировании.
4. При применении картометрического способа обосновывать возможность использования соответствующей картографической основы и выполнять проверку реальной точности картографического плана или карты
.
5. Кадастровым инженерам в пределах одного кадастрового квартала для координирования характерных точек использовать одни и те же пункты государственной геодезической сети или опорной межевой сети, которые использовались ранее при координировании смежных земельных участков.

Реализация данных предложений могла бы существенно повысить качество кадастровой информации, в значительной степени сократив причины приостановлений или отказов в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

Исполнение контракта 2021
Исполнительное производство 2021
Исполнительный лист 2021
Испытательный срок 2021
Кадастровая стоимость 2021

Назад | | Вверх

Комплексные кадастровые работы в 2021 году – как, где, и для чего проводятся, новый закон 150-ФЗ

Что же такое комплексные кадастровые работы в 2021 году? С учетом небольших дополнений (их рассмотрим ниже), комплексные кадастровые работы — это такой же вид кадастровых работ (подробно в нашей статье «Кадастровые работы – что это?»), только выполняется он совокупно в отношении всех объектов недвижимости (кроме линейных), которые находятся в границе одного или нескольких (смежных) кадастровых кварталов (что такое кадастровый квартал, читайте в нашей статье «Карта межевания земельных участков – что это такое?»).

Для чего проводятся комплексные кадастровые работы?

Глобально, цель проведения комплексных кадастровых работ заключается в том, чтобы вся земля Российской Федерации была учтена и описана в рамках одной системы (Единый Государственный Реестр Недвижимости, далее – «ЕГРН»). Это необходимо для качественного управления и распоряжения объектами недвижимости и увеличения потока средств в бюджет от сбора налогов. Также ввиду несовершенства земельного законодательства и его регулярных изменений, появилось бесчисленное множество ошибок/споров/недочетов, которые просто необходимо устранять для защиты прав и интересов правообладателей. Мероприятия по решению данных задач, осуществляются в рамках действующей федеральной программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости».

Кто и как проводит комплексные кадастровые работы?

Инициатором и заказчиком комплексных кадастровых работ выступает местная администрация (далее – «Администрация»). Именно Администрация подает соответствующую заявку на предоставление субсидии из федерального бюджета, для целей выполнения таких работ. Данная заявка составляется в соответствии с Приказом от 15.11.2021 г. № П/0450. Как только территория для проведения комплексных кадастровых работ определена и утверждена, заключен госконтракт с исполнителем (это может быть только кадастровый инженер, о нем читайте в нашей статье «Кадастровый инженер – кто это и чем он занимается?»), осуществляется информирование граждан и юридических лиц о проведении таких работ, следующими способами: извещение печатается в местной газете, размещается на сайте Администрации, Росреестра и на информационных щитах Администрации.
После чего исполнитель готовит карту-план территории
. Это документ, посредством которого данные о всех объектах недвижимости внутри квартала(ов), вносятся в ЕГРН. Карта-план территории — сложный и объемный документ. Готовится на основании данных, полученных из целого ряда источников: ЕГРН, адресного реестра, БТИ, государственного фонда данных, архивов Администрации и пр. Согласование осуществляется специальной комиссией (формируется согласно требованиям закона №221-ФЗ), которая ознакомляет любое желающее и заинтересованное лицо с проектом карты-плана. Соответственно владельцы (собственники) недвижимости в районах, которые попадают под комплексные кадастровые работы, могут оспорить установленные в ходе этих работ границы объектов (имея на то основания). Даже после утверждения карты-плана территории Администрацией (заказчик), границы, установленные в ходе проведенных работ, могут быть оспорены, но уже в судебном порядке.

Комплексные кадастровые работы в 2021 году. Что нового после вступления в силу 150-ФЗ?

Комплексные кадастровые работы — это многоэтапный совокупный процесс, который позволяет решать следующие задачи: определяются и уточняются границы участков под объектами капитального строительства (кроме линейных), образовываются участки общественного использования (площади, улицы, набережные), устраняются реестровые ошибки и корректируются (уточняются) границы уже существующих участков.
После утверждения закона от 17.06.2021 г
. №150-ФЗ посредством проведения комплексных кадастровых работ, стало возможным внести в ЕГРН данные о земельных участках и их границах, ранее которые в реестре отсутствовали. То есть появилась возможность, в ходе проведения комплексных работ, поставить на учет недвижимость на основании правоустанавливающих/правоудостоверяющих документов (при отсутствии документа об их прекращении), которые были выданы до появления закона о регистрации в 2021 г. Стало возможным проводить комплексные работы, без проекта межевания территории, в отношении земель предназначенных для садоводства и огородничества. Основанием могут выступать старые документы о распределении земельных участков. Плюс, если участок уточнили в границах, а его площадь при этом уменьшилась на величину, превышающую 10% от площади по документам, то данные границы могут быть внесены в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя. Дополнительно увеличили список документов, которые предоставляются кадастровому инженеру заказчиком для разработки карты-плана, на безвозмездной основе.

Не путать с «дачной амнистией»

Но ажиотаж возник вокруг пунктов об уточнении границ ранее учтенных земельных участков, так называемой 10%-ой «прирезке». В ходе проведения комплексных работ, эта возможность предусмотрена законом с 2021 года. То есть, с 2021 года можно бесплатно оформить участок и при этом «присоединить» к нему 10% от площади, но только если местность, в которой находится ваш земельный участок, попадает под комплексные кадастровые работы. А по дачной амнистии, которую продлили 02.08.2021 г. принятием закона №267-ФЗ, бесплатно «присоединить» 10 % тоже можно, но только оформление (межевание, услуги кадастрового инженера) придется произвести уже за свой счет (рассчитать стоимость услуг кадастрового инженера в вашем регионе можно с помощью онлайн калькулятора земельно-кадастровых работ).

Земельный кадастр РФ, его функции и задачи в 2021 году

Время чтения: 7 минут

Земля является объектом особого правового регулирования. Сведения о ней подлежат учету и систематизации, поэтому органы кадастра и картографии создали специальный реестр – Государственный земельный кадастр РФ. Несмотря на ряд изменений в законодательстве за последнее десятилетие, суть кадастра осталась прежней. Давайте узнаем, что такое кадастр, какие задачи он выполняет и о каких объектах содержит информацию.

Кадастровая палата: кто осуществляет учет

Логично, что единый земельный кадастр России нуждается в администрировании и управлении. Эти функции призвана исполнять Федеральная кадастровая палата (ФКП) – структурное подразделение Росреестра, на которое возложен ряд основных функций службы:

  • ведение госреестра недвижимости (ЕГРН);
  • осуществление госрегистрации объектов недвижимости и сделок с ней;
  • кадастровый учет и утверждение кадастровой оценки;
  • предоставление актуальных сведений из ЕГРН;
  • прием заявлений от граждан и организаций о кадастровом учете, регистрации;
  • определение кадастровой стоимости.

ФКП взаимодействует с кадастровыми инженерами, оказывая им практическую и методическую помощь.

В настоящее время палата имеет 81 филиал и осуществляет деятельность как в отдельных регионах РФ, так и по межрегиональному принципу.

Важной задачей, поставленной перед палатой, является обеспечение работы информационных систем и схем взаимодействия с другими государственными органами.

Подробнее о ФКП в публикации «Кадастровая палата».

Общая информация о ЕГРН

Основным источником кадастровой информации, администрирование которого осуществляет ФКП, является реестр недвижимости. ЕГРН содержит в себе сведения обо всех недвижимых объектах, существующих в РФ:

  • строениях;
  • объектах незавершенного строительства;
  • земельных участках.

Как гласит ст. 7 (далее ФЗ № 218), реестр представляет собой свод актуальной информации из следующих баз данных:

  • кадастра недвижимости;
  • реестра прав и ограничений по ним;
  • кадастровых карт;
  • реестра границ особо охраняемых зон.

Основная же его роль – фиксация результатов кадастрового учета, возникновения и перехода прав на объекты.

Регистрация в ЕГРН – единственное, что может подтвердить наличие права собственности на землю. Подтверждается такая регистрация выпиской, которая заменяет ранее выдаваемые свидетельства госрегистрации прав на недвижимость.

Сведения в ЕГРН открыты и доступны для любого гражданина. Получить их можно даже онлайн при помощи и прочих электронных ресурсов.

Больше информации о ЕГРН в публикации «Единый государственный реестр недвижимости».

Особенности кадастрового учета в России

На протяжении последнего десятилетия в России активно формируется единая система кадастрового учета, в которой:

  • интегрированы все существующие информационные системы;
  • объединены все данные об объектах недвижимости;
  • унифицированы регистрационные процедуры.

Этот процесс проходит под началом Росреестра, в рамках которого объединены все кадастровые органы РФ.

Результатом такой работы стало создание ЕГРН и формирование общедоступной публичной кадастровой карты, которую многие воспринимают как официальный сайт земельного кадастра.

Эти электронные сервисы объединяют кадастровую информацию об объектах недвижимости, независимо от ее вида.

Кадастровый учет носит унифицированный характер, то есть проводится одинаково в отношении любого объекта, в том числе земельных наделов.

Об особенностях учета земли читайте в статье «Кадастровый учет земельных участков».

В последние годы само понятие о земельном кадастре претерпело значительные изменения, которые стоит обсудить подробнее.

Общая информация о земельном кадастре

Реформа системы кадастрового учета затронула и государственный земельный кадастр (ГЗК). В результате унификации систем государственного учета он был преобразован в государственный кадастр недвижимости (ГКН), хотя его сущность и принципы создания особо не изменились.

Согласно прежним нормативам, кадастр земельных участков – это информационная система, содержащая сведения, полученные в результате кадастрового учета участков земли:

  • расположение;
  • назначение;
  • зарегистрированные виды прав;
  • территориальные зоны, в которых они расположены;
  • прочие данные, позволяющие индивидуализировать конкретный участок.

Однако с 2021 года эта система была упразднена в связи с образованием государственного кадастра недвижимости. Сегодня сложно объяснить, что такое земельный кадастр, ведь он не существует.

Пришедший ему на смену кадастр недвижимости – идентичная база данных, но содержащая сведения обо всех объектах, а не только о земле. Да и объем информации в нынешней системе значительно шире, чем в земельном кадастре.

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 218, в нынешнем виде государственный земельный кадастр содержит информацию о:

  • виде объекта, его кадастровом номере и описании расположения;
  • площади и прочих основных характеристиках;
  • кадастровом инженере, осуществившем учет;
  • возведенных на его территории объектах строительства и их номерах;
  • кадастровом квартале и кадастровой стоимости;
  • категории земель, видах пользования и природных объектах, размещенных в пределах участка;
  • отнесении участка к особым категориям;
  • результатах земельного надзора;
  • обременениях и ограничениях на использование;
  • истории образования и межевания участка и так далее.

Таким образом, несмотря на разные термины и преобразование ГЗК в ГКН, уполномоченным службам удалось сохранить сущность информационной системы. Она по-прежнему систематизирует данные о недвижимости, но теперь спектр объектов кадастрового учета выходит далеко за пределы земельных участков.

Принципы ведения кадастра

Законодатель позволяет выделить 4 главных принципа, лежащих в основе ведения ГКН:

  1. Принцип единства используемых систем и ведения кадастра по всей России.
  2. Принцип непрерывности ведения кадастра и внесения в него изменений для обеспечения актуальных данных.
  3. Принцип открытости информации ГКН: общедоступность сведений.
  4. Принцип совместимости сведений кадастра недвижимости с иными информационными системами: формирование единого ЕГРН.

Можно утверждать, что государственный земельный кадастр ведется в целях систематизации работы по управлению, охране и регистрации прав на землю, деятельности по землепользованию, землеустройству, владением и распоряжением землей.

Сведениями из кадастра могут воспользоваться не только представители власти, но и любые другие лица, ведь информация о недвижимости находится в публичном доступе.

Если рассматривать кадастровое дело как научную дисциплину, можно выделить предмет и методы земельного кадастра. Предметом кадастра можно считать закономерности, используемые при создании и ведении ГКН как единой информационной базы, обеспечивающей граждан актуальными данными о недвижимости.

В деятельности кадастра используются методы математического моделирования и экономической оценки. Это позволяет ГКН исследовать, изучать и обрабатывать поступающую информацию, а также систематизировать ее для выполнения главной задачи.

Задачи ГКН

Учитывая принципы ведения и цели создания, можно понять, для чего нужен земельный кадастр. Главная его задача – обеспечение доступности сведений о конкретных участках, а также систематизация данных кадастрового учета.

С его помощью не только формируется база данных о недвижимости, но и обеспечивается открытый доступ к ней заинтересованных лиц:

  • органов государственного управления;
  • кадастровых инженеров;
  • организаций или частных лиц, осуществляющих сделки с недвижимостью.

Более глубокой задачей ГКН является обеспечение корректной деятельности по зонированию, кадастровому учету, межеванию, регистрации, оценке земель и прочей профессиональной деятельности.

Перечисленные задачи, пожалуй, представляют интерес лишь для выпускника специальности «земельный кадастр и землеустройство», обывателей они, как правило, не касаются.

Законодательство о кадастровой деятельности

До 2021 года кадастровая деятельность осуществлялось в соответствии с . Им же вводился в действие государственный кадастр недвижимости, его содержание, правила и условия ведения.

С 01.01.2017 деятельность по кадастровому учету регулируется исключительно ФЗ № 218. Этот закон:

  • регулирует основания для проведения учета;
  • определяет ответственных должностных лиц;
  • устанавливает сроки проведения учета;
  • определяет пакет необходимых документов и прочие особенности в зависимости от вида недвижимости.

Объекты кадастровой деятельности

По ранее действующим правилам кадастровой деятельности деление информационных систем кадастра производилось не только по видам недвижимости, но и по территории.

Прежде существовал городской кадастр, включавший в себя объекты в пределах населенного пункта, а также региональный и государственный.

После объединения информационных систем в единую базу данных городские базы были ликвидированы, а под этим понятием следует подразумевать городское подразделение Росреестра.

После объединения информационных систем, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 8 ФЗ № 218, общественный кадастр земельных участков и прочей недвижимости ведется в отношении:

  • земельных участков сельскохозяйственного, лесного, дачно-садового и прочего назначения, участков для жилищной застройки;
  • зданий и сооружений, независимо от их целевого назначения, объектов незавершенного строительства;
  • помещений в зданиях, единых имущественных комплексов, в том числе предприятий;
  • парко-мест и иных видов недвижимости.

Кадастровая документация

Несмотря на внедрение электронных систем, кадастровый учет сопровождается составлением множества документов. Вся земельно-кадастровая документация делится на текстовую и планово-картографическую.

Текстовая документация обычно отображает действующее правовое положение объектов учета и составляется на основе картографической информации, которая включает в себя:

  • кадастровые планы и кадастровую карту;
  • карты и схемы землевладения;
  • почвенную карту;
  • карту земель с обременениями;
  • картограмму оценки;
  • экспликацию земель или поконтурную ведомость;
  • земельный баланс района и так далее.

Составление и использование этих документов – задача органов учета, для граждан они особого значения не имеют.

После проведения кадастрового учета или регистрации права на землю собственник получает на руки только кадастровый паспорт на участок с его планом, межевой план и выписка из ЕГРН о праве собственности.

Подробнее о выписке читайте в материале «Кадастровая выписка о земельном участке».

Кадастровая карта земель РФ

Пожалуй, наиболее простой и общедоступной электронной системой, составленной на основе данных ГКН, является  (ПКК). Этот информационный ресурс Росреестра предназначен для просмотра актуальных сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости.

ПКК представляет собой интерактивную топографическую карту, разделенную на кадастровые округа, районы, кварталы и конкретные участки – наиболее мелкие единицы деления территории, принадлежащие собственникам.

Для получения актуальной информации из ГКН достаточно найти нужный участок на публичной карте и кликнуть по нему мышью, после чего система предоставит актуальную информацию о:

  • типе недвижимости и ее кадастровом номере;
  • категории земель и форме собственности;
  • кадастровой стоимости и присвоенном участку адресе;
  • площади участка и видах разрешенного использования;
  • дате постановки на учет, внесения изменений, их публикации и прочей актуальной информации об объекте.

Во вкладке “Услуги” можно запросить официальную информацию, в частности, подать в Росреестр запрос на получение сведений из ЕГРН и ГКН на официальном бланке.

На самой же карте расположены специальные инструменты, с помощью которых можно отфильтровать сведения, изменить вид карты, измерить расстояние либо распечатать информацию.

Что такое кадастровая ошибка

ГКН должен содержать актуальную информацию об объектах учета. Несоответствие сведений фактическому положению дел (не совпадает площадь, адрес, вид использования, стоимость и прочее) считается кадастровой ошибкой.

Неточность может появиться в результате оплошности кадастрового инженера, местных органов власти, готовивших документы о расположении, либо технической ошибки, допущенной сотрудником органа кадастрового учета, например, опечатки.

Порядок исправления ошибки зависит от ее характера. Такими полномочиями наделен исключительно Росреестр. В случае обнаружения неточности он обязан уведомить собственника объекта и о необходимости внесения исправлений в подлинники кадастровых документов.

Подробнее о процедуре читайте в материале «Кадастровая ошибка».

Земельный надзор

Земельный надзор – это деятельность должностных лиц по выявлению и предупреждению нарушений земельного законодательства. Данная функция возложена на сотрудников Росреестра.

При службе была создана специальная профессия и учреждена должность государственного инспектора по использованию и охране земель. Он проверяет деятельность собственников и владельцев земли на предмет:

  • соблюдения целевого назначения земель и использования в соответствии с разрешенными видами деятельности;
  • соблюдения требований об обязательном использовании участков;
  • самовольного использования земельных участков;
  • выполнения обязанностей по приведению земель в надлежащий вид;
  • нанесения вреда и загрязнения земель;
  • исполнения предписаний по устранению нарушений законодательства и так далее.

Надзор осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок либо систематического наблюдения.

По результатам составляется акт проверки. Если в нем зафиксированы нарушения, инспектор выносит предписание об их устранении.

Подробнее о процедуре читайте в материале «Государственный земельный надзор».

Заключение

Подытоживая сказанное, обращаем внимание на изменение принципов и подходов кадастрового учета земель. Прежний земельный кадастр был преобразован в кадастр недвижимости, в котором содержатся сведения обо всех объектах, а не только о земельных участках. Получить сведения из него можно при помощи публичной кадастровой карты либо запроса в ЕГРН. Эти данные всегда актуальны и общедоступны. Функции по ведению кадастра возложены на Росреестр и его территориальные подразделения.

Межевание земельных участков и кадастровый учет: Видео

Изменения по земельному налогу с 2021 года

2021 год принес существенные изменения, которые коснулись плательщиков земельного налога. Главной новостью стала отмена предоставления налоговых деклараций, начиная с отчетного периода 2021 г. Отчет, который организации сдают в текущем году за период 2021 г. – последний.

Земельный налог 2021: когда нужно отчитаться за прошлый год

В текущем году необходимо отчитаться по земельному налогу следующим организациям (п.1 ст.388 НК РФ):

  • имеющим земельный участок в собственности (на балансе);
  • если участок находится в бессрочном пользовании.

Нет обязанности подавать декларацию организациям, если участки;

  • получены в пользование по договору аренды;
  • находятся на праве безвозмездного пользования.

По итогам 2021 г. организации обязаны самостоятельно рассчитать земельный налог для юридических лиц, а также подать декларацию в ИФНС. В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость участка, числящаяся в Росреестре по состоянию на 01.01.2021 г. Уточнить стоимость можно:

  • зайдя на официальный сайт Росреестра (сервис «Публичная кадастровая карта»);
  • заказав выписку из ЕГРН на сайте Росреестра, либо в офисе ведомства, а также через МФЦ.

Если организация пользуется налоговыми льготами по земельному налогу, установленными ст.395 НК РФ, то из кадастровой стоимости вычитается сумма льготы, и остаток умножается на ставку налога.

Размер ставок устанавливается местными органами власти, с учетом верхней границы, регламентируемой ст.394 НК РФ. Для уточнения ставки, действующей в конкретном регионе, плательщикам необходимо обратиться в свою ИФНС. Это поможет избежать переплаты по налогу. Применять ставки, указанные в ст.394 НК РФ можно только в том случае, если на местном уровне ставки не были введены. Аналогично и со льготами: их точный перечень, применимый на территории субъекта, а также список подтверждающих документов необходимо уточнять в местной налоговой инспекции или на ее сайте.

Поскольку ставки и размер льгот – фиксированные величины, то для уменьшения суммы земельного налога в 2021 году к уплате организация может попытаться снизить кадастровую стоимость. Сделать это можно в следующих случаях:

  • при изменении качественных и количественных характеристик участка (изменение площади или присвоенной категории земель);
  • если в данных Росреестра содержатся ошибочные сведения;
  • по решению суда.

За 2021 год заплатить земельный налог для юридических лиц надо не позднее 01.02.2021 г. Но поскольку дата выпадает на выходной день, срок переносится на 03.02.2021 г. Это самый ранний срок, когда муниципалитет может требовать внесения платы за землю. Но на местном уровне могут устанавливаться и более поздние даты, а также периодичность уплаты (квартальные авансы или единый годовой платеж). Это также уточняется в местной ИФНС.

Уплачивается налог по месту нахождения участка, вне зависимости от того, где зарегистрировано юридическое лицо-собственник. Если участок относится к разным муниципальным образованиям, платеж распределяется пропорционально площади, относящейся к каждому из них. Соответственно, внести платеж придется несколькими платежными поручениями в разные ИФНС.

Изменения по земельному налогу с 2021 года

В связи с поправками в НК РФ, земельный налог 2021 для юридических лиц будет иметь новый порядок начисления и уплаты. Такое решение о земельном налоге на 2021 год приняли законодатели, утвердив изменения законом № 325-ФЗ от 29.09.2021 г. и № 63-ФЗ от 15.04.2021.

Основные изменения относительно налогового периода 2021 г. следующие:

  • с отчета за 2021 г. отменяется обязанность юрлиц по подаче декларации (последний отчет подается за 2021 г.);
  • юрлица самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на землю и авансы по нему в установленные сроки. По истечении налогового периода и срока уплаты ИФНС будет направлять юрлицам сообщения об исчисленном налоге (с указанием облагаемых объектов, базы, ставки, суммы налога). Налог будет рассчитываться на основании имеющихся у ведомства данных из ЕГРН. При наличии расхождений, в течение 10 дней налогоплательщик вправе представить доказательства правильного исчисления и уплаты налога (письмо Минфина РФ № 03-05-05-02/44672 от 19.06.2021 г.);
  • вводится заявительный порядок получения льгот по земельному налогу организациями. Заявление на льготу подается по форме, утв. Приказом ФНС от 25.07.2021 № ММВ-7-21/377. ИФНС в ответ направят уведомление о подтверждении льготы или отказе в ней.
  • запрещено применение ставки 0,3% к участкам по ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности (пп. 1 п.1 ст.394 НК РФ);
  • ставки налога для г. Москвы теперь нельзя дифференцировать в зависимости от расположения участка — в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы при изменении границ, если земельный налог уплачивается в бюджет таких образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Таким образом, для юридических лиц, начиная с отчетности за 2021 г., будет действовать схема, схожая с той, которая сейчас применяется в отношении физлиц. Юридические лица не должны будут подавать декларацию по земельному налогу, но обязанность по расчету налога за ними сохраняется.

С 01.01.2021 г. отменяется право муниципалитетов на установление местных сроков для уплаты налога – вводятся единые федеральные сроки.

Если сегодня самый ранний срок уплаты налога за 2021 г. установлен 01.02.2021 г. (с учетом выходных дней – 03.02.2021 г.), то в 2021 году сроки уплаты налога на землю будут следующими (п. 68 ст.2 закона № 325-ФЗ):

  • налог за 2021 год – не позднее 01.03.2021 г.;
  • авансовые платежи перечисляются не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом:
  • за 1-й квартал 2021 г.- не позднее 30.04.2021 г.;
  • за 2-й квартал – не позже 02.08.2021 г. (перенос в связи с выходными);
  • за 3-й квартал – не позднее 01.11.2021 г. (перенос в связи с выходными)

Сумма квартальных авансовых платежей (если их наличие предусмотрено местным законодательством) будет по-прежнему рассчитываться как ¼ от общей годовой суммы. За год сумма уплачивается за минусом ранее внесенных квартальных платежей.

Что касается земель сельхозназначения, то усиливается контроль за их целевым использованием. При выявлении нарушений инспекторы земельного контроля будут передавать сведения в ИФНС — такие участки будут облагаться по повышенной ставке.

КБК для юрлиц по земельному налогу в 2021 г. остались без изменений.

Таким образом, из послаблений для юрлиц можно отметить только отмену обязанности по сдаче декларации по земельному налогу, начиная с отчетности за 2021 г. Расчет суммы налога по-прежнему необходимо будет делать самостоятельно. Уведомления, которые ИФНС будет высылать организациям по аналогии с физлицами, носят, по большей части, информационный характер. Организации необходимо будет сверить свои расчеты с суммой, указанной в налоговом уведомлении. Для корректности данных организациям нужно уведомлять ИФНС о неучтенных объектах обложения.

Новые законы о земельных участках в 2021 году

Новые законы о земельных участках в 2021 году

Все собственники земельных участков, которые не прошли межевание, в одночасье стали просто пользователями, которые могут только использовать участок для своих нужд. Продать, подарить, вписать участок в наследство, заложить его в банке и т.д., теперь нельзя, пока запись об участке не появится в едином госреестре недвижимости. А эта запись может появиться только после процедуры межевания.

Согласно нововведениям в земельное законодательство земельные участки подлежат обязательной регистрации в ЕГРН. Если собственника не могут найти в реестрах на протяжении пяти лет, его землю могут признать бесхозяйной, и тогда она отойдёт государству. Многие приобретали недвижимость ещё при советской власти, и далеко не все наши дедушки и бабушки позаботились о постановке земельного участка на регистрационный учёт. Поэтому для тех, кто получил такие земли по наследству, дарению или иным способом должны обязательно поставить её на регистрационный учёт, чтобы не потерять своё право собственности.

Новый закон о земельных участках 2021

Следует поспешить узаконить свои права на владение тем или иным земельным наделом, ведь с первых чисел января 2021 года парламент планирует установить беспрекословный запрет на распоряжение теми участками, в отношении которых не было проведено межевание. Соответственно, если межевание до 2021 года не было оформлено, то любому физическому лицу будет официально запрещено распоряжаться землей.

Изменения в земельном законодательстве с января 2021 года: действительно ли собственников лишат земли? Поправки в Закон о недвижимости, вступающие в силу в начале 2021 года, наделали много шума. Над владельцами земельных участков нависла угроза их изъятия. Действительно ли новый закон позволяет государству лишать собственников земли? И кого коснутся данные изменения?

Особенности нового закона по межеванию земельного участка бесплатно в 2021 году

Изменения в земельном законодательстве, в частности, в определении границ участков, породило массу спекуляций. Окончание «дачной амнистии» в декабре 2021 года обязало собственников наделов оформлять документы за свой счет. Уже сейчас невозможно межевание дачного земельного участка бесплатно, новый закон однозначно трактует, что это делается за счет собственников.

Установление фактических границ надела необходимо для составления корректной кадастровой карты. В ней указываются характеристики всех участков, в том числе площади, назначение и места расположения с соседними. Эта информация нужна для начисления правильной суммы налога.

Как сделать межевание земельного участка в 2021 году

Как проводят обязательное межевание земельного участка с 1 января 2021 года? Кадастровым инженером принимается обращение землепользователя, и на основании полученной от собственника документации проводится межевание. Потом информацию о результатах межевания исполнитель кадастровых работ должен принести в Росреестр, чтобы внести сведения в Единый государственный кадастр недвижимости, либо эти сведения самостоятельно предъявляет муниципалитет в Росреестр в форме карты-плана (итоговая документация комплексных работ). Так или иначе, необходимая информация будет внесена в кадастр без участия собственника, если он обратится к исполнителю комплексных работ и предоставит необходимые данные.

Рекомендуем прочесть: Налог на выигрыш в лотерею в россии

Каждый гражданин России при оформлении любого вида земельного участка обязательно должен зарегистрировать его в кадровом регистре. Но эту операцию невозможно провести, если отсутствует специальный межевой план на участок. Как это было и раньше, такой план нужен для обозначения чётких границ и координат местонахождения территории, однако межевой план с 1 января 2021 года будет несколько изменён.

Что такое межевание земельного участка по новому закону 2021 года

Заказчиком комплексных кадастровых работ может выступать муниципальное образование или Министерство имущественных отношений региона. Уточнить, включен ли его участок в проект межевых работ, собственник может, обратившись в одну из этих структур. Запрос лучше оформить в письменном виде.

С вступлением в силу поправок в Земельный кодекс РФ межевание земельного участка приняло обязательный характер. Межевание участка является необходимым условием владения землей по праву и ее распоряжением. Эту процедуру законодатель планирует завершить до конца 2021 года. Тем, кто этого не сделает, станет невозможным узаконить постройки на данном участке, а также продать его, подарить и т.д.

Новый порядок изъятия земельных участков в 2021 году: что нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола

Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.

Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.

По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.

Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.

Новые изменения в законе о земельных участках 2021 года

В дальнейшем разрешить ситуацию и вернуть назад участок будет затруднительно и возможно лишь через суд. Важным моментом также является тот факт, что если надел был поставлен на учет до 2021 года, то значиться в Госкадастре он не будет. Существенно пострадать в такой ситуации могут дачники, которые еще не успели выполнить регистрацию.

Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой.

Рекомендуем прочесть: Перевозка детей в автомобиле с 1 июня 2021 года на переднем сиденье

Алгоритм межевания земельного участка в 2021 году

Процедура межевания может проводиться только квалифицированными специалистами, который должен иметь лицензию. Выбор компании осуществляется на основании следующих признаков: наличие аттестации, количество аттестованных инженеров (их должно быть более трех человек) и сведения об инженере в Росреестре.

передается во владение или пользование другому гражданину (сюда включены и территории муниципальных или государственных властей);

который перераспределяется в зависимости от каких-либо обстоятельств;

который должен разделяться, передаваться или объединяться.

Можно ли провести межевание земельного участка бесплатно

​Новый закон о земельном кадастре вступил в силу с 01.01.2021 г. С его принятием многое меняется в процедуре регистрации прав на землю и внесении данных о земельных участках в кадастр. Создается новая единая учетно-регистрационная система и единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Все сведения, которые уже содержатся в кадастре, будут перенесены в ЕГРН. Эта система будет создаваться постепенно, но все новые регистрационные мероприятия будут происходить уже в соответствии с вступившим в законную силу законом.

Комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии со специальной федеральной программой. Ее реализация позволит сократить число неучтенных участков и расширить налогооблагаемую базу. Для землевладельцев тоже плюс – они смогут бесплатно получить документы на свою собственность.

Новый закон о садоводстве с 1 января 2021 года

Ранее на учет ставились участки с различными разрешенными использованиями. В соответствии с новым законом участки с разрешенным использованием «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства», «для дачного строительства» с 1 января 2021 года считаются садовыми земельными участками.

До 1 января 2021 года на рассмотрение общего собрания должен быть вынесен вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования (в том числе земельного участка общего назначения), принадлежащего товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность садоводов пропорционально площади их участков.

Межевание земельного участка бесплатно новый закон 2021 в крыму

Подготовить документы. В большинстве случаев достаточно выписки из ЕГРН и паспорта. Заказать информацию из ЕГРН можно в электронном виде. Для этого рекомендую сервис Ктотам. Про, который присылает готовую выписку в течение часа. Стоимость та же, что и в МФЦ — 250 рублей. Данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП);

Как уже было замечено, мероприятие должно осуществляться специализированными компаниями или предпринимателями, имеющими официальное разрешение на занятие такой деятельностью. Поскольку оборудование и сама лицензия имеют высокую стоимость, процедура межевки, чаще всего, носит платный характер и стоимость ее весьма внушительна. Для многих землевладельцев это становится существенным препятствием при исполнении требований закона.

Межевание земельного участка до 2021 года: закон

Инициатором периодически выступает хозяин участка, а также чиновники. От землевладельца требуют только необходимые бумаги, а также доступ к обозначенной территории. Вдруг о проведении обязательного межевания на дачах просите Вы или кто-то из соседей, то временные рамки согласовываются, и приходит письменное уведомление.

По сути, людям начинает казаться, что в межевании их территории заинтересовано исключительно государство, так как это чревато новыми налоговыми платежами. Но, в данном положении вещей также реально найти и опровержение, геодезисты все могут объяснить доступным языком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: