Реконструкция нежилого помещения Градостроительный Кодекс

Перепланировка помещения по градостроительному кодексу

Перепланировка – сложный технический процесс, который имеет под собой определенную нормативную базу.

Одним из законодательных актов, регулирующим изменения в конфигурации помещений, является Градостроительный кодекс РФ.

Он был принят в 2021 году и содержит основные положения не только застройки территорий, но и производства капитального ремонта в отдельных зданиях.

Понятие

Перепланировка – это, как указывает градостроительный кодекс, такое преобразование конфигурации помещения, которое приводит к изменению его внутренней площади или изменяет расположение инженерных коммуникационных каналов.

В итоге этих работ план помещения получает отличия от технической документации, имеющейся в БТИ.

Производство перепланировки нежилых и жилых помещений требует обязательного согласования с компетентными органами муниципалитета. В противном случае, работы считаются незаконными и влекут за собой административную ответственность.

В чем отличие от реконструкции

  • Определение перепланировки пересекается с переустройством и реконструкцией. В процессе ремонтных работ они часто и производятся одновременно, но каждое из них имеет свои отличия.
  • Так, переустройство связано с изменением конфигурации инженерных сетей, установкой и переносом оборудования.
  • Реконструкция же, в отличие от собственно перепланировки, это изменение параметров всего помещения или его отдельных частей (высоты, общей площади, количества этажей), а также качества его инженерно-технического оснащения. К реконструкции относятся и работы, связанные с изменением внешнего вида (фасада) здания.

Понятие реконструкции раскрывает Градостроительный кодекс, статья 1, пункт 14.

Видео: «Согласование перепланировки: что и как нужно делать»

Требования к нежилому помещению

Чаще всего, перепланировка нежилого помещения по Градостроительному кодексу проводится с целью его подготовки под определенный вид коммерческой деятельности.

Это может быть связано с развитием собственного бизнеса или сдачей помещения в аренду.

При производстве перепланировки нежилого помещения значение имеет, в каком здании оно расположено – в жилом, нежилом, отдельно стоящем. От этого зависит, в какой орган следует обращаться с заявлением на перепланировку и содержание представляемого пакета документов.

Разные регионы РФ содержат свой регламент порядка осуществления перепланировки в нежилых помещениях.

Например, регламентом Москвы предусмотрено обязательное проведение технической экспертизы от автора проекта дома, если изменения будут затрагивать несущие стены.

Также, действующая редакция (№ 840) Постановления Правительства Москвы № 508-пп требует обязательного составления проекта на любые виды перепланировки нежилых помещений.

Что говорит Градостроительный кодекс о перепланировке

Градостроительный кодекс содержит основные положения о перепланировке и реконструкции помещений.

Здесь можно узнать о допустимых и запрещенных видах работ.

Правила

Главные правила перепланировки в соответствие с законодательными актами заключаются в следующем:

  • перепланировку можно осуществлять только в соответствии с действующими нормативными документами, как федеральными, так и региональными;
  • собственник помещения при оформлении перепланировки обязан предоставить в соответствующий орган власти полный пакет документов, предусмотренный законодательством;
  • решение о согласии на перепланировку или отказе в ее производстве может быть вынесено только на основании заявления собственника помещения;
  • принятие решения соответствующими органами происходит в срок до 45 дней;
  • после принятия решения организация, рассматривавшая заявление собственника, должна в 3-хдневный срок уведомить его о принятом решении;
  • процесс оформления перепланировки происходит в соответствии с Жилищным кодексом РФ (статьи 25-29), где любое заинтересованное лицо может ознакомиться со списком необходимых документов, а также ответственностью за самовольные преобразования в помещении.

Планируемая перепланировка не должна ухудшать условия эксплуатации здания, становиться источником рисков для жизни и здоровья проживающих в нем людей, ущемлять чьи-либо интересы.

Что разрешено, а что делать нельзя

При перепланировке разрешено изменять конфигурацию помещения таким образом, чтобы улучшить его функциональность, удобство для проживания или воплотить дизайнерские идеи.

Так, например, допустимым является:

  • демонтаж подоконного блока с установкой витражных дверей без переноса радиаторов отопления;
  • устройство в квартире сауны с объемом парильни, не превышающим 24 куб. м (кабина должна быть цельной, иметь сертификат производителя, быть оснащена дополнительной системой вентиляции и паро- и гидроизоляции);
  • устройство каминов на последних этажах зданий с топками и дымоходами заводского производства;
  • устройство второго санузла в квартире с выходом из спальни;
  • устройство проемов в несущих стенах и перекрытиях при обязательной разработке проекта, соответствующего всем требованиям нормативной документации и с полным пакетом согласований.

Но любые преобразования не должны идти вразрез с законодательством, которое определяет перечень запрещенных работ. К ним относятся запреты:

  • размещать «влажные» помещения квартиры над жилыми помещениями соседей снизу или жилые комнаты под «мокрыми» помещениями соседей сверху;
  • располагать кухню полностью или частично под санузлом соседей сверху;
  • блокировать доступ в шахты с трубами канализации, отопления, водоснабжения;
  • выполнять «теплые» полы на балконах, лоджиях в принципе, а в жилых помещениях от системы централизованного отопления или подачи воды;
  • прокладывать трубки и шланги кондиционера по наружной стороне здания, штробя под них каналы на фасаде;
  • устанавливать в квартире перекрывающие краны на общие стояки отопления и водоснабжения;
  • присоединять к площади квартиры площадь мест общедомового пользования (коридоры, тамбуры);
  • устраивать кухни без окна (естественного освещения);
  • объединять комнату с кухней, если она оснащена газовой плитой (такое возможно только при помощи перегородки с дверным проемом);
  • увеличивать площадь подсобных помещений за счет жилой площади;
  • устраивать жилые комнаты без естественного освещения, площадью менее 9 кв. м, шириной менее 2,25 м.

Этот список может не учитывать конкретных вариантов перепланировки или требований региональных законодательных актов, а потому может быть гораздо шире.

Какие работы можно проводить при перепланировке в кирпично-монолитном доме? Узнайте здесь.

Так, в Москве запрещено затрагивать несущие стены и оконные блоки в домах, построенных в 2021 году и позднее, если автором их проекта является МНИИТЭП.

Когда может быть отказано

Причины правомерного отказа в согласовании перепланировки указаны в Жилищном кодексе. К ним относятся:

  • подача вместе с заявлением неполного пакета документов (недостаток важных для процесса перепланировки разрешений, заключений, согласований);
  • подача заявления и пакета документов не в тот орган, в компетенции которого находится согласование данной перепланировки;
  • несоответствие проекта требованиям нормативной документации либо содержание в нем видов работ, запрещенных законодательством.

Изменения без сноса стен

Снос несущих стен и перекрытий запрещен законом.

Выполнение в них дверных проемов возможно только при разработке проекта и наличии технического заключения, выданного автором проекта дома.

Можно демонтировать только перегородки, не выполняющие несущей роли, устраивать в них дверные проемы. В этом случае перепланировку можно оформить по упрощенной схеме (по эскизу).

Нормативные документы

Единого документа, всесторонне охватывающего вопросы перепланировки, нет.

Этот процесс регулируется несколькими законодательными актами.

Основными можно считать Градостроительный и Жилищный кодексы РФ. И если Градостроительный кодекс больше охватывает вопросы капитального строительства и реконструкции (главы 2, 3, 6, 8), то Жилищный ближе непосредственно к видам работ, связанным с перепланировкой. Полностью этим вопросам посвящена глава 4, статьи 25-29.

Есть и другие документы, регламентирующие порядок перепланировки и переустройства жилых и нежилых помещений:

  • КоАП (Кодекс об административных правонарушениях) – ст. 7.22, нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений;
  • Гражданский кодекс – ст. 210 и ст. 290 (бремя содержания имущества и общее имущество собственников квартир многоквартирных домов);
  • СНиП – несколько позиций (2.08.01-89, 31-01-2003, 31-06-2009, 3.03.01-87, II-23-81, 2.08.01-89) рассматривают нормативы проведения строительно-ремонтных работ в жилых многоквартирных зданиях, общественных зданиях и сооружениях, а также правила манипуляций с несущими и ограждающими конструкциями;
  • СанПиН — № 2.1.2645-10, содержит требования к жилым зданиям и помещениям.

Процесс перепланировки регулируется и региональными актами.

Как уже говорилось, в Москве в этих вопросах опираются на Постановление Правительства города № 508-пп в редакции № 840.

Куда обращаться

Для оформления перепланировки в жилом помещении обращаются в Жилинспекцию. Разрешение на этот вид работ можно получить и в БТИ.

  • Документы в Жилинспекцию можно подать через службу «одного окна» (МФЦ) или в электронном виде через сайт Госуслуг (только для крупных городов).
  • Если помещение нежилое и расположено в отдельно стоящем нежилом здании, то разрешение на перепланировку можно получить в БТИ.
  • Если же нежилое помещение находится в жилом здании, то с заявлением следует обращаться в Отдел капитального строительства при администрации вашего города.

Сроки

Рассмотрение заявления на перепланировку проходит в срок до 35 календарных дней. Решение может быть вынесено и раньше. Если заявление было подано через МФЦ, то срок увеличивается до 45 дней.

Длительность рассмотрения документации и вынесения решения по ней во многом зависит от сложности проекта, площади изменений, количества разделов проекта.

Еще 3 дня дается органам для составления уведомления собственника помещения о вынесенном решении.

На саму перепланировку отводится 4 месяца.

Если в течение года собственник не приступил к ремонтным работам, то разрешение считается просроченным (на деле его можно продлить, но для этого нужно будет обратиться опять в тот орган, который первоначально его выдавал).

После окончания работ и подписания акта об их завершении (или ввода объекта в эксплуатацию) требуется оформить новый техпаспорт в БТИ. На это уходит около месяца.

Порядок оформления нежилого помещения

Для перепланировки нежилого помещения необходим проект. Его заказывают в специализированной организации с допуском СРО. Если планируется затронуть несущие стены, то потребуется и техническое заключение автора проекта дома.

Процесс оформления может выглядеть следующим образом:

  • получить техническое заключение о возможности перепланировки;
  • заказать проект;
  • согласовать проект с разными инстанциями (зависит от вида работ по перепланировке);
  • подать заявление в Жилинспекцию или Отдел капитального строительства вместе с требуемым этими органами пакетом документов.
  • получить разрешение на перепланировку;
  • подписать акт о завершении работ.
  • заказать новый техпаспорт в БТИ.

Документы

При оформлении перепланировки вместе с заявлением необходимо подать следующие документы:

  • паспорт заявителя;
  • правоустанавливающие документы на нежилое помещение;
  • договор аренды (если помещение находится в аренде, то требуется согласование перепланировки с его собственником);
  • разрешение муниципального образования на изменение функционального предназначения помещения, перепланировку его под конкретный вид деятельности;
  • согласование перепланировки с балансодержателем здания;
  • техническое заключение о возможности перепланировки.

Как узаконить в жилом здании

Если нежилое помещение находится в жилом здании, то процесс перепланировки в нем более сложный из-за сбора некоторых документов.

Требуется не только составить проект, но и заручиться согласием жильцов дома, что в данном здании будет функционировать какое-либо коммерческое учреждение (салон красоты, магазин, офис и др.).

Многоквартирном доме

Если нежилое помещение расположено в многоквартирном доме, то начинать следует с подачи проекта в Роспотребнадзор.

Необходимо и согласовать проект с профильными инстанциями (пожарная, газовая служба, СЭС, отдел архитектуры). Если в доме организовано ТСЖ, то потребуется его разрешение на перепланировку (согласовывается с председателем по итогам общего собрания).

В арендуемом помещении

При перепланировке в арендуемом помещении крайне важно согласовать все изменения с собственником и заручиться его письменным согласием на изменения по данному проекту.

В противном случае договор аренды может быть расторгнут в одностороннем порядке, а арендатору придется не только вернуть помещению первоначальный вид, но и возместить материальный и моральный вред.

Какие работы не нуждаются в согласовании

В 2021 году некоторые моменты перепланировки, которые раньше требовали согласования, были отменены.

И на 2021 год, как и в нынешнем, 2021, уже не требуют согласования:

  • монтаж и демонтаж встроенной мебели;
  • установка кондиционеров;
  • монтаж посудомоечных машин;
  • установка душевой кабины вместо ванны.

Не требует разрешения и замена инженерного оборудования идентичным по техническому устройству и параметрам. Косметический ремонт помещения также осуществляется без оформления разрешительной документации.

Последствия за незаконную

Самовольная перепланировка наказывается административным штрафом.

  • Для физических лиц его размер составляет 2 000-3 000 рублей, для юридических — колеблется в рамках 100 000-350 000 рублей.
  • Если же в результате несанкционированной перепланировки произошло обрушение здания или его части, то собственник несет и гражданско-правовую ответственность, а в случае человеческих жертв – и уголовную.

Стоимость услуг

Основные финансовые затраты при перепланировке приходятся на выполнение проектной документации и ее согласование:

Услуга Цена (в руб.)
Проект без затрагивания несущих стен 10 000 – 80 000
Проект, затрагивающий несущие конструкции 50 000 – 100 000
Согласование проекта 5 000 – 20 000
Техническое заключение 15 000 – 30 000
Узаконивание перепланировки в суде +30 000 рублей к основным расходам

Перепланировка помещения по Градостроительному кодексу позволяет избежать многих неприятностей, связанных с несанкционированными изменениями.

Весь процесс, конечно, потребует материальных затрат и отнимет достаточно много времени, но зато впоследствии можно не волноваться, так как при необходимости легко подтвердить законность всех преобразований.

Видео: «Диалог с юристом — как узаконить перепланировку квартиры»

Александр Сопалёв → 

РЕКОНСТРУКЦИЯ НЕЖИЛЫХ ЗДАНИЙ. ПАРАДОКС ДВУХ КОДЕКСОВ

Я впервые решил опубликовать свою статью, поэтому прошу не судить строго за литературный стиль (до этого момента я практиковался только в написании процессуальных документов), но вопрос о котором пойдет речь в моей статье настолько меня заинтересовал, что я посчитал необходимым поделиться своими рассуждениями с широкой аудиторией. Надеюсь, что мою заинтересованность этим вопросом поддержат собственники коммерческой недвижимости, а также юристы, которые так или иначе, занимаются этой темой.
Итак, в этой статье речь пойдет о реконструкции объектов капитального строительства, которые можно разделить на два основных вида – здания жилого типа (например, многоквартирные дома) и здания в которых расположены нежилых помещения (в качестве примера можно назвать административные здания, в которых расположены офисные помещения)
.
В случае если такое объекты принадлежат одному лицу, вопросы связанные с распоряжением таким имуществом, в том числе и реконструкции, решаются довольно просто, но если недвижимость принадлежит нескольким лицам, т.е находится в долевой собственности, то этот вопрос выглядит следующим образом.
22 декабря 2021 года Государственной Думой Российской Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был принят Жилищный Кодекс Российской Федерации, который 24 декабря 2021 года был одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом № 189-ФЗ от 29 декабря 2021 года Жилищный Кодекс Российской Федерации был введен в действие с 01 марта 2021 года.
В свою очередь, поскольку правоотношения собственников помещений, расположенных в нежилых зданиях прямо законом не были урегулированы, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2021 года № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», а также в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2021 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ, применяются нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности ст. 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и 44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С момента вступления в законную силу Жилищного Кодекса Российской Федерации порядок реконструкции регулировался и регулируется ч
. 3 ст. 36 ЖК РФ (3. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.) ч. 2 ст. 40 ЖК РФ (2. Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.) п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ (2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;)
Разъясняя вышеуказанные нормы права Верховный Суд Российской Федерации в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2021 года», утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17 сентября 2021 г
. (в редакции 04 июня 2021 г.), указал, что «… как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Так, п. п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.»

22 декабря 2021 года Государственной Думой Российской Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был принят Градостроительный Кодекс Российской Федерации, который 24 декабря 2021 года был одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом № 191-ФЗ от 29 декабря 2021 года Градостроительный Кодекс Российской Федерации был введен в действие с 01 марта 2021 года.
В первоначальной редакции пункт 6 части 7 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предписывал застройщикам любых объектов капитального строительства, в том числе и застройщикам многоквартирных домов, для получения разрешения на строительство получать согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Таким образом после вступления в законную силу Жилищного Кодекса Российской Федерации и Градостроительного Кодекса Российской Федерации сложилась парадоксальная ситуация по рассматриваемому вопросу.
С одной стороны согласно ч.3 ст
. 36, ч.2 ст. 40, п.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного Кодекса РФ для проведения реконструкции многоквартирного дома требовалось решение общего собрания собственников помещений ( 2/3 голосов собственников), а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, в то же самое время согласно п. 6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ для получения разрешения на строительство, т.е. документа необходимого для осуществления реконструкции, в любом случае требовалось согласие всех собственников объекта капитального строительства. Эти противоречия между Жилищным Кодексом РФ и Градостроительным Кодексом РФ имели место вплоть до 2021 года.
В 2021 году в пункт 6 ч.7 ст
. 51 ГрК РФ были внесены изменения, которые устранили противоречия Жилищного и Градостроительных Кодексов Российской Федерации, но только в отношении порядка реконструкции многоквартирных домов. В частности в официальном отзыве Правительства РФ № 187п-П9 от 20.01.2014 г. на проект Федерального Закона № 279138-6 «О внесении изменений в статью 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации», указывается: По мнению автора законопроекта ( прим. — депутат Русских А.Ю.), его принятие позволит устранить имеющиеся противоречия между нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, возникающие на практике при осуществлении реконструкции многоквартирных домов. В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства и его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение, при этом указанные параметры такого объекта могут как увеличиваться, так и уменьшаться. Реконструкция многоквартирного дома, приводящая к уменьшению указанных параметров, может непосредственно повлиять на размер общего имущества в многоквартирном доме, что требует согласия всех собственников помещений. Вместе с тем решение о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с расширением и надстройкой) принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов таких собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с этим в целях обеспечения единообразия в правоприменительной практике необходимо уточнить, в каких случаях в соответствии с положениями жилищного законодательства требуется согласие всех правообладателей объекта капитального строительства, а в каких — решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.»
Т.е., другими словами, на официальном уровне было признано наличие противоречий между Жилищным и Градостроительными Кодексами Российской Федерации по вопросу реконструкции многоквартирных домов на которые не обращали внимание на протяжении почти 10 лет ( 2005-2014 г.г.).
Приводя требования Жилищного и Градостроительного Кодексов РФ в соответствие только по порядку реконструкции многоквартирных домов, законодатель дополнил п.6 ч.7 ст
. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации подпунктом 6.2. в следующей редакции «К указанному заявлению (примечание- к заявлению о выдаче разрешения на строительство) прилагаются следующие документы: …6.2. решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством, в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.»

При этом, при внесении изменений в п.6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, с моей точки зрения не было принято во внимание то обстоятельство, что, как было указано выше, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Пленума от 23 июня 2021 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Пленума от 23 июля 2021 года № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», поскольку отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, то в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям применяются нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и 44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следствие противоречия между Жилищным Кодексом РФ (положения которого применяются к правоотношениям собственников помещений в нежилых зданиях) и Градостроительным Кодексом РФ по вопросу порядка реконструкции нежилых зданий находящихся в долевой собственности в 2021 году не были устранены
.
Это повлекло за собой то, что в настоящее время с одной стороны к правоотношениям собственников помещений в нежилых зданиях применяются ч.3 ст. 36, ч.2 ст. 40, п.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ законодательно указывающие, что для проведения реконструкции дома требуется решение общего собрания собственников помещений ( 2/3 голосов собственников), а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений, в то же самое время согласно п. 6 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство, т.е. документа необходимого для осуществления реконструкции нежилого здания, в любом случае требуется согласие всех собственников объекта капитального строительства, т.е. положение какое было в отношении реконструкции многоквартирных домов в период с 2021 по 2021 г.г.
Существующий порядок реконструкции нежилых зданий, находящихся в долевой собственности, вызывает целый ряд вопросов не только у меня, но наверное у всех кто хоть немного сталкивался с этим вопросом. Мне например непонятно почему перечень общего имущества собственников нежилого здания (лифты, крыша, лестницы и др.) аналогичен перечню общего имущества собственников жилого здания, а порядок реконструкции этого имущества имеет существенные отличия? Почему вопросы, которые необходимо согласовать и при эксплуатации жилого здания, и при эксплуатации нежилого здания (управление, текущий и капитальный ремонт, использование земельного участка и др.), одни и те же, а вот порядок согласования этих вопросов, по непонятным причинам, различный?
Кроме того создается устойчивое мнение о том, что лица, установившие вышеописанный порядок, не совсем ясно представляют что собой в действительности представляет такой порядок согласования
. Я, как практикующий юрист неоднократно принимал участие в общих собраниях членов СНТ, ГСК, ТСЖ, собственников многоквартирных домов, и с уверенностью могу сказать, что очень трудно найти общее согласие в объединении, включающем более одного члена, а если таких членов 10, 20,50… Не побоюсь такого сравнения, но это, как говориться из области научной фантастики.
Очень бы хотелось надеяться, что в обозримом будущем порядок и основания реконструкции нежилых зданий, находящихся в долевой собственности, будет аналогичным порядку реконструкции жилых зданий находящихся в долевой собственности, что с моей точки зрения не только устранит противоречия между Жилищным и Градостроительным Кодексом Российской Федерации по вопросу реконструкции нежилых зданий, находящихся в долевой собственности, но и будет соответствовать элементарному здравому смыслу.
Александр Сопалёв.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: