Предельный размер земли и максимальный процент застройки на границах земельного участка

Дачные постройки: сколько строить в метрах?

Некоторое время назад в нашем законодательстве появилось понятие частной собственности на землю, а с ним и возможность обустройства загородных владений по своему вкусу. Однако не всё так просто, как многим хотелось бы. Свидетельство о частной собственности — отнюдь не та «… окончательная бумажка, фактическая, настоящая …»,  которую требовал себе профессор Преображенский в романе М. Булгакова. 

Собственность на земельный участок совсем не означает возможность поступать у себя во владениях по принципу «что хочу — то и ворочу», даже если финансы позволяют. В первую очередь ограничения касаются застройки на дачном участке.


Освоение нового участка: с чего начать?

Это значит, что построить на своём земельном наделе всё, что хочется, и ещё чуть-чуть, вы сможете только в дозволенных законами и правилами рамках. К примеру, на некоторых земельных участках вообще нельзя законно возвести капитальное сооружение жилого назначения, по-простому — дом. О том, что можно построить на даче, написано в следующих публикациях:

  • Шесть видов необходимых хозяйственных построек для дачи
  • Хозяйственные постройки и другие полезные сооружения на дачном участке
  • Дачные постройки: взгляд через призму законодательства

В этой статье рассказывается о том, как разместить постройки на участке в соответствии с правилами и законами.

Плотность застройки

Конечно, строительство нужно начинать с проекта. Но есть ещё один момент, предшествующий началу строительных работ: прежде чем проектировать, нужно определить допустимые рамки.

Начну с того, что земельный участок с разрешённым видом использования «строительство индивидуального жилого дома», то есть участок, предназначенный не для огородничества и не для ведения крестьянского фермерского хозяйства, нельзя застраивать целиком, от межи до межи. Нельзя по разным причинам, первая из которых — рекомендуемая разрешённая плотность застройки.


Каков участок, таков и дом

Эта величина (плотность застройки) зависит, во-первых, от площади участка, во-вторых, опять же, от вида разрешённого использования. То есть от того, планируете вы строительство дома на садовом участке, на участке под ЛПХ или ИЖС. 

Для участков в садоводческих товариществах строительство жилого дома и различных подсобных построек регламентируется СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения». Для прочих участков, на которых можно строить дом, основное руководство — Градостроительный Кодекс Российской Федерации. 

Более частные вопросы рассматриваются в Правилах Землепользования и Застройки, которые опираются на федеральные законы, но в каждом муниципальном образовании имеют свои особенности. Рассмотрю подробнее оба варианта.

Строительство в садоводстве

Участок в садоводческом товариществе, полученный или приобретённый гражданином, предназначен в первую очередь для выращивания овощей, плодово-ягодных культур, разведения бахчей. А во-вторую — для отдыха гражданина и его семьи, отдых предполагает и строительство жилого дома. Поэтому площадь участка должна максимально использоваться по своему назначению — выращиванию растений.


На садоводческом участке должно расти что-то зелёное, а не только различные строения

Пункт 6.13 СНиПа 30-02-97 говорит о том, что при освоении садового участка, имеющего площадь 0,06-0,12 га (6-12 соток), территория, отводимая под застройку, не должна превышать 25-30%. Планируя застройку, не забывайте, что под «застройкой» понимается не только жилой дом, но и хозпостройки, а так же дорожки, площадки и ограждения. 

То есть, если ваш участок величиной 6 соток, то на всё про всё (дом, гараж, баня, дворовая уборная, душ, хозблок, мангал для шашлыков и будка для собаки) у вас должно быть отведено не более 180 м². Кроме указанного СНиПа, в садоводствах строительство может регламентироваться Уставом садоводческого товарищества.

Для дачных участков расклад несколько иной. Участок в дачном товариществе предназначается в первую очередь для отдыха, включающего владение домом, пригодным для постоянного проживания. А выращивание картофеля и прочих овощей-ягод на таком участке не возбраняется, но юридически это занятие вторично. Поэтому площадь под застройку дачного участка определяется, как и для участка под ИЖС.

Дом на участке ИЖС или ЛПХ

Само название — индивидуальное жилое строительство — говорит о назначении участка: для возведения жилого дома. Поэтому, в зависимости от региональных законов и размеров участка, площадь разрешённой застройки может достигать 60% от площади всего участка.


На участке ИЖС постройки могут занимать больше половины земельного участка

Размеры жилища и величину «пятна под застройку» дома и вспомогательных построек для справки можно посмотреть в таблице к статьям 34 и 38 ГрК РФ.


Предельно допустимые параметры застройки для индивидуального строительства

Пояснение к таблице

  • Тип застройки А — усадебная сельско-городская и сельская застройка (участки ЛПХ).
  • Тип застройки Б — коттеджная городская или поселковая застройка (участки ИЖС).
  • Тип застройки В — многоквартирная малоэтажная жилая застройка (таунхаусы и блокированные дома). 

Значения в скобках — для коттеджной застройки. Для участков, имеющих площадь более 12 соток, максимальная площадь жилого дома (при коэффициентах Кз и Кпз 0,2 и 0,4) определяется в 2021 м².

Коэффициент застройки — это отношение застроенной площади к общей площади участка. А коэффициент плотности застройки — это отношение площади всех этажей зданий и сооружений к общей площади земельного участка. Значения этих коэффициентов конкретно для вашего случая (разрешённую площадь застройки), вы получите в ГПЗУ (Градостроительном плане земельного участка), подав документы на получение разрешения на строительство. 

Рассмотрим пример

Предположим, что у вас имеется участок площадью в 20 соток. Полученные в разрешении на строительство коэффициенты такие: Кз=0,2, а Кпз=0,4. Это значит, что ваши строения могут максимально занимать 2000*0,2=400 м², а совокупная максимальная поэтажная площадь этих строений может быть 2000*0,4=800 м².

То есть вы можете построить один большой индивидуальный жилой дом с внешним контуром (включая эркеры, террасы и крыльца), ограничивающим площадь в 400 м². При этом сумма площадей всех внутренних помещений должна быть не более 800 м² (согласно определению индивидуального жилого дома, он может иметь 3 надземных этажа). 

Можете построить дом в 3 этажа, площадь каждого будет примерно 260 м². Или выбрать проект двухэтажного особняка с площадью каждого этажа в 400 м².


Можете построить один большой дом

Или это будет жилой дом скромнее, а оставшуюся разрешённую под застройку площадь вы сможете поделить между необходимыми вам вспомогательными строениями. Понятно, что для большого участка это сделать гораздо проще. Для маленького придётся, скорее всего, чем-то поступиться. 

Когда вы вволю наигрались в игру «кручу-верчу, запутать хочу» с перераспределением разрешённой под застройку площадью между жилым домом, гаражом, баней, домиком для гостей и прочими строениями, можно переходить к следующему не менее увлекательному этапу — привязке этих строений к местности. 

Проектирование участка: сколько от чего нужно отступить

Разделив разрешённую площадь под застройку между всеми планируемыми строениями, можно начинать размещать эти строения на участке, вернее, сначала на проекте участка. И здесь есть целый ряд ограничений: законодательством, противопожарными и санитарными нормами, строительными правилами.


Проектирование участка

Если участок маленький, а строительные амбиции большие, то задача планировки с учётом всех требований — дело непростое. Особенно помня, что требуемые расстояния между строениями различного назначения нужно выдерживать не только для своих зданий и сооружений, но и принимая во внимание расположение соседских.

Первое и наиболее значимое условие, нарушение которого легко вызывает реакцию «снести незаконно возведённое строение», — это красные линии.

Красные линии и границы с соседями

Красные линии, согласно пп. 11 и 12 ст. 1 ГрК РФ, — это линии, обозначающие границы земельных участков, границы территорий общего пользования, границы линейных объектов (газопроводов, ЛЭП, дорог и прочего). В садоводческих посёлках и населённых пунктах с участками под ИЖС или ЛПХ отступы от красных линий, в принципе, одинаковы:

  • для жилого дома от дороги (красной линии улицы) — не менее 5 м;
  • для хозяйственных вспомогательных построек от красной линии улицы (дороги) — не менее 5 м;
  • для жилого дома от проезда (красной линии проезда) — не менее 3 м; 
  • от хозпостроек до красной линии проезда — не менее 5 м.

Смежные границы с соседями тоже, по сути, являются красными линиями, но обычно так не называются. Жилой дом должен быть расположен от границы с соседним участком не ближе чем на 3 м. Большая часть хозпостроек может строится от границы с соседями на расстоянии не менее 1 м. Исключение — помещения для содержания скота или птицы: хлев и птичник нужно отодвинуть от границ соседнего участка как минимум на 4 м. 


Пример зон возможного размещения на участке жилых и хозяйственных построек. Фото с сайта chipmaker.ruИзмеряем расстояния между строениями от цоколя здания или от его стены, если цоколь отсутствует. Если дом имеет выступающие части (эркеры, террасы, выносы второго этажа), то измерения производятся от выступающей части или от её проекции. Для хозяйственных построек, размещённых на расстоянии 1 м от соседского забора, нужно предусмотреть слив дождевой воды с крыши таким образом, чтобы сток не попадал на участок соседей.

Кроме санитарных норм, в размещении построек важно учесть противопожарные разрывы. Здесь важно знание материалов, из которых возведены строения. Так, для зданий из негорючих материалов (кирпич, железобетон, газобетон и для строений, имеющих конструкции из горючих материалов, но изолированных негорючими), минимальное расстояние между строениями — 10 м. Для деревянных строений — 15 м. 


В размещении построек важно учесть противопожарные разрывы

Для соблюдения противопожарных норм указанное расстояние учитывается между домами и строениями соседей, даже находящимися через улицу. Соблюдение противопожарных расстояний между строениями на одном участке необязательно.

Допускается блокированное расположение строений на соседних участках. Например, строительство рядом двух жилых домов, принадлежащих разным хозяевам, через глухую противопожарную стену — брандмауэр.

Соблюдение санитарных норм: размещение уборных, компостных ящиков и прочего

Загородный дом для своего владельца вызывает необходимость решать самостоятельно массу задач, о которых даже не задумывается горожанин. Среди них одно из первых мест занимает вопрос водоснабжения и канализации. От того, правильно ли устроен туалет на участке, зависит не только комфортный отдых на любимой даче, но и здоровье — как самого владельца, так и его ближайших соседей.


Туалет на загородном участке

На дачном участке без возможности подключения к магистральной канализации допускается сооружение дворовых уборных различной конструкции: туалета с выгребной ямой, люфт-клозета, пудр-клозета или туалетов, оборудованных локальной очистной системой. О санитарных нормах по устройству «удобств» на загородном участке более подробно можно прочитать в публикации Туалет в загородном доме: санитарные нормы и правила.

А вкратце нормы такие: дворовый туалет, компостный ящик и место для хранения отходов должны размещаться не ближе 12 м от жилых строений, погребов, детских площадок, площадок для отдыха. Это же расстояние должно соблюдаться и от строений подобного назначения, расположенных на участках соседей. До колодца с питьевой водой расстояние от туалета и прочего не должно быть меньше 8 м. 

Для локальных очистных сооружений с полями фильтрации требования о санитарных зонах ещё строже: санитарная зона от полей фильтрации септика — 15 м, от фильтрующих колодцев и траншей — 25 м, от очистных установок с аэрацией — 50 м.

Баня и душ строятся не ближе 8 м от жилого дома — вашего и соседей. Свои требования по оборудованию санитарных зон есть и у глубоких артезианских скважин. 

Заборы, куда же без них

Чтобы обозначить свои владения и оградить их от несанкционированного прохода или проезда посторонних, владельцы загородной недвижимости устанавливают ограждения. Конечно, забор — это не полноценная постройка, в некоторых случаях это даже не постройка, а посадки — если вы предпочитаете использовать живые изгороди. Тем не менее есть нормы и для строительства заборов. 


Забор защитит от любопытных соседей

В садоводческих товариществах, если нет отдельного регламента на устройство заборов, между соседними смежными участками устанавливаются сетчатые или решётчатые ограждения высотой 1,5 м. Устройство глухих заборов возможно со стороны улиц и проездов.

Для участков ИЖС руководствоваться в выборе высоты ограждения между соседями следует местными нормативными актами, потому что ограничений в федеральных законах и строительных правилах на эту тему нет.

О материалах для строительства забора и финансовых аспектах этого непростого дела читайте в материалах:

  • Театр начинается с вешалки, жилой дом — с забора
  • Какой забор дешевле: посчитаем вместе
  • Во сколько обойдется вам забор: рассмотрим разные виды сеток
  • Заборы из современных материалов — разорение или мудрое вложение денег?
  • Во сколько обойдется забор: ограждения из бетона и его производных
  • Как за каменной стеной! О заборах из кирпича и камня — натурального и искусственного

Зачем всё это нужно

У читателя может возникнуть вопрос: «Зачем всё это нужно? У половины владельцев на участках чего и как только не понастроено». Это действительно так: во многих местностях старая сложившаяся застройка не соответствует современным требованиям. 

Вот, например, наш дом построен от красной линии улицы всего в 2,5 м, а не как положено — в 5. Более того, есть случаи, когда современная красная линия проходит вообще через дом, потому что дом старый, а планировка населённого пункта со времени его постройки несколько изменилась. 

У градостроительных законов, как и вообще законов, есть одна особенность: они не имеют обратной силы. То есть, если ваш дом или иное строение построены до того, как вступили в силу настоящие правила, законы, распоряжения, то на них эти новые законодательные акты не распространяются. Вас никто не заставит перетаскивать столетний дом на положенные 5 м от красной линии. 


Законы не имеют обратной силы

Но вот если будет доказано, что свою, нарушающую какое-либо правило, постройку вы возвели уже после вступления в силу этого закона или правила, то вас могут оштрафовать или даже вынести судебное решение о сносе. 

И, как показывает жизненный опыт, законы и правила, связанные с землепользованием и застройкой, с каждым годом всё больше ужесточаются. Так стоит ли испытывать судьбу и строить не по правилам, чтобы рано или поздно столкнуться с предписанием всё незаконное снести?

Предельный размер земли и максимальный процент застройки на границах земельного участка

При выделении участка всегда встает вопрос о его размере, площадь не может нарушать максимальные и минимальные параметры. Как определяются предельные допустимые максимальные и минимальные размеры земельных участков?

Кто устанавливает

Определяется предельный размер участка несколькими законодательными нормативами, среди них – статья 11.9 (п.1) ЗК и статья 30 (ч.6) ГК. Есть и законодательные положения, по которым устанавливаются предельные размеры земельных участков.

  • На федеральном уровне определяется размер земли, которая находится в собственности государства, РФ.
  • Если земля – собственность субъектов Федерации, используются при определении площади законами региона.
  • Законы местной власти говорят о предельных размерах участков, выделяемых из муниципальных земель.

Особенности

Земля является ценным ресурсом, которого у государства на данное время достаточно для того, чтобы удовлетворить запрос на выделение участков желающим гражданам.

Но такой процесс не проходит хаотично, существуют законы, по которым предоставляются наделы, определяется их площадь. Разный кусок земли нужен для строительства дома и для строительства дачи, для фермерства и для личного подсобного хозяйства.

Граждане, получающие или уже получившие землю, могут заинтересоваться, на основании чего им определена та или иная площадь, можно ли ее увеличить или надел по размеру максимальный. Часто такие вопросы возникают с началом хозяйственной деятельности на земле, когда оказывается, что площади, находящейся в собственности, недостаточно.

Для каких целей может понадобиться земля? Для физических лиц предполагается несколько вариантов использование земельных территорий:

  1. Под строительство дома или дачи.
  2. Для садоводства или огородничества.
  3. Для ведения фермерского хозяйства.
  4. Для своего личного подсобного хозяйства.

При подаче заявки на предоставление участка, гражданин обязан указать, как он хочет использовать надел, какие на него планы.

С учетом этого и определяется не только место положение выделяемой территории, но и ее площадь. В дальнейшем необходимо придерживаться назначения участка, ведь все земли разделены на категории, имеют свои виды разрешенного использования.

ВНИМАНИЕ! При нарушении правил эксплуатации земли можно получить значительный штраф.

Сколько будет выделено предельно земли, зависит и от региона проживания заявителя. Если земля муниципальная, на уровне местной власти принимаются законопроекты об установлении максимальной и минимальной площади.

Максимальный предельный размер

Такое выражение включает в себя несколько понятий, это не только сама площадь надела, но и нормативные отступы строений от границ участка, максимальный процент застройки в границах земельного участка, разрешенное количество этажей.

Такие нормы указываются в градостроительном регламенте, устанавливаемом  каждом населенном пункте местными органами самоуправления. Чтобы узнать, какие установленные нормы действуют в вашем городе или поселке, нужно обратиться в органы власти, муниципалитет.

По разным регионам максимальные и минимальные размеры земли, выделяемой под индивидуальное строительство, отличаются. Но среднее количество выделяемых соток под дом – это 3. Количество небольшое, но нужно узнавать в инстанциях, занимающихся земельными вопросами, возможно вы сможете получить и более просторную территорию.

При выделении участка под ИЖС его новый собственник может столкнуться с рядом проблем, в частности, с конфликтами, которые возникают иногда с соседями, владельцами смежных участков.

Если знать права собственника и правила, по которым выделяется земля, происходит определение установленных максимальных размеров надела под строительство дома, конфликт быстро будет закрыт.

Как определяется

Земельный Кодекс время от времени претерпевает изменения, что связано с изменениями реальностей жизни. И нужно следить за такими новшествами, особенно тем, кто имеет отношение к земле, является собственником участка или планирует написать заявление на выделение надела.

В 2021 году появилось нововведение, касающееся присоединения земель, расположенных рядом с собственным участком.

ВНИМАНИЕ! Теперь можно писать заявку на присоединение той территории, которая находится рядом с участком и на протяжении длительного времени возделывалась вами. При этом важно, чтобы у такой земли не было собственника.

Изменение площади

Есть уже нормы, регулирующие процесс присоединения и установления максимального размера территории, которая может быть присоединена к участку. Такие правила перераспределения, как и ограничения, указаны в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ.

  • Присоединить к участку с постройкой можно землю, если есть необходимость привести площадь участка в соответствие с границами межевания. Но нужно иметь при этом проект, рассматривающий развитие и благоустройство территории.
  • Также можно сделать запрос на перераспределение земельной площади, если ваш участок нужно защитить от вклинивания, изломленности. При этом нельзя превышать допустимые максимальные размеры участка под тот или иной вид деятельности.
  • Разрешается увеличение общей площади за счет присоединения куска земли, если на участке ведется садоводство, огородничество, развивается личное подсобное хозяйство. Уважительным поводом является и строительство дома для личного проживания, дачное хозяйство.

Разрешается Земельным Кодексом перераспределение с увеличением площади земли и тогда, когда на участке планируется капитальное строительство.

Перераспределение выполняется в таком случае с изъятием земли в пользу государства. При этом между двумя сторонами операции (собственником земли и государством) подписывается соглашение.

ВАЖНО! Обязательно изменение границ, увеличение площади выполняется с процедурой межевания, ведь нужно будет получить соответствующий кадастровый паспорт.

Минимальные границы

Максимальные размеры могут быть установлены законами, принятыми на уровне государства, субъектов Федерации, муниципалитета.

Это зависит от того, кому принадлежит земля. Местными органами власти, в том числе и в Московской области, принимаются градостроительные регламенты, которые не должны противоречить государственным законодательным нормативам.

В Московской области последний такой регламент был принят в 2021 году. По этому законодательному документу минимальный размер земли в области для фермерского хозяйства составляет 2021 сотое, для дачного строительства 25 соток, для садоводства – 15 сотое. В каждом районе области были приняты нормы по максимальному предельному размеру надела, который также будет зависеть от вида хозяйствования на земле.

В Ленинградской области минимальный размер надела для ведения животноводства – 500 соток. А тот, кто хочет построить дачу, получит минимально 10 соток.

Когда используются нормы

Принятие нормативов по предельным максимальным и минимальным размерам регулируется Градостроительным Кодексом РФ. В каждой территориальной зоне вводятся еще и свои градостроительные регламенты, определяющие выделение муниципальных земель.

Такие нормы по предельным размерам соблюдаются при выделении всех участков:

  1. Они обязательно учитываются при образовании новых наделов из земель государственных или муниципальных.
  2. При выделении по заявке физическому или юридическому лицу земли под индивидуальное жилое строительство, под строительство дачи или садоводство, огородничество, под фермерскую деятельность.
  3. Также могут использоваться нормы размеров и при разделе участка на несколько, при решении вопроса с прирезками.
  4. Учитываются нормы размера и при образовании участка из невостребованной земельной доли.

Несоответствия

Если при проверке, например, при межевании, установлено, что надел не соответствует по своим размерам установленным законодательно параметрам, такой участок даже может не пройти государственную регистрацию.

Возможно, размер слишком превышает тот, который указан в документах, в кадастровом паспорте. Нужно будет выкупить лишнюю площадь у муниципалитета, оформление по принципу перераспределения не получится.

Градостроительный регламент

Возможно, местные власти не приняли градостроительный регламент, но размеры участка при выделении все равно должны соответствовать законным нормам. Какие документы учитываются в таком случае?

  • Нужно рассматривать статьи ЗК, отвечающие данному вопросу.
  • Градостроительный кодек РФ, принятый на уровне государства.
  • Также поможет ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» под номером 112, принятый в 2021 году.
  • ФЗ «О фермерском хозяйстве» под номером 74, принятый в 2021 году.

предельные мах и мin размеры участков.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 октября 2021 г. N 22781-ИМ/Д23
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И (ИЛИ) ИЗМЕНЕНИЕМ ОПИСАНИЯ MЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЕГО ГРАНИЦ

В связи с отсутствием в органах кадастрового учета единообразной практики при осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ Минэкономразвития России сообщает следующее.
1. По вопросу применения предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации, при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2021 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре).
Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
При этом Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 11.9, пункт 4 статьи 85) предусматривается, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В градостроительном регламенте согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует нормы предоставления земельных участков (образуемых земельных участков)
. В частности, пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами
. Если правила землепользования и застройки, включающие градостроительные регламенты, в установленном порядке не приняты, площадь соответствующего земельного участка в результате уточнения не может превышать величины более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Дополнительно отмечаем, что, исходя из положений Федерального закона от 29 декабря 2021 г
. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», правила землепользования и застройки должны быть приняты не позднее чем до 31 декабря 2021 года.
2. По вопросу допустимого уточнения местоположения границ земельного участка.
Согласно части 4 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
Частью 3 статьи 25 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).
При этом согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании
. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Учитывая изложенное, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
— при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
— при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
По мнению Минэкономразвития России, кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). В этой связи полагаем, что конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
При отсутствии указанных документов ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В этой связи полагаем, что в целях недопущения самовольного занятия земельных участков в рамках уточнения местоположения границ, кадастровый инженер должен руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельных участков, содержащимися, в том числе в картах и планах, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости (Приказ Минэкономразвития России от 28 июля 2021 г
. N 375, далее — картографическая основа государственного кадастра недвижимости).
Полагаем, что обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков.
Принимая во внимание вышеизложенное, по мнению Минэкономразвития России, в случае отсутствия в межевом плане вышеуказанного заключения кадастрового инженера, либо отсутствия в составе приложения межевого плана документов, указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, существенном изменении конфигурации земельного участка после уточнения местоположения его границ по отношению к конфигурации, содержащейся в таких документах, либо отсутствии в заключении кадастрового инженера сведений, подтверждающих, в том числе с использованием картографической основы государственного кадастра недвижимости, фактическое местоположение границ земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка по основанию, указанному в части 4 статьи 27 Закона о кадастре.
При этом по решению органа кадастрового учета сведения о самовольном занятии соответствующих земельных участков могут быть переданы для осуществления государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля.
Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

И.Е.МАНЫЛОВ

Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)

19 Ноября 2021

Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)

Что такое предельные размеры земельных участков?

 Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков (ЗУ) — нормы площади, установленные правилами землепользования и застройки для разрешённых видов использования наделов (статья 38 ГрК РФ).

Они применяются

  • при выкупе или аренде ЗУ у муниципалитета
  • при разделе участков
  • при выделе наделов из общедолевой собственности

Предельные размеры ЗУ связаны с параметрами разрешённого строительства и реконструкции ОКС:

  • минимальными отступами от границ ЗУ, определяющих места, за пределами которых запрещено размещение:
  • зданий
  • строений
  • сооружений
  • предельным количеством этажей
  • предельной высотой объектов
  • максимальным процентом застройки в границах ЗУ:
  • отношение суммарной площади участка, которая может быть застроена, ко всей площади ЗУ
  • Предельные размеры площадей ЗУ устанавливаются по специальному порядку. Он определяется:

    • земельным и градостроительным законодательством
    • Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ)

    В случае, когда ПЗЗ в поселениях не утверждены, предельные размеры ЗУ устанавливаются правовыми актами муниципальных властей или субъектов РФ.

    Земельные участки, площади которых не соответствуют установленным предельным нормам, не рагистрируются в ЕГРН. Их застройка не разрешена.

    Участки у озера. Суперцена в ноябреУчастки в Приозерском районе от 990 т.р. Коммуникации. Рядом озеро и лес. Рассрочка!Узнать большепобережье78.рфЯндекс.Директ

    Размеры минимальных и максимальных площадей участков 

    Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны:

    • вводятся градостроительные регламенты
    • устанавливаются виды виды разрешённого использования участков (ВРИ)
    • минимальные и максимальные площади ЗУ

    Предельные размеры ЗУ — обязательные нормы для всех видов участков. Они применяются:

    • при образовании участков из состава государственных и муниципальных земель
    • при предоставлении муниципалитетами и государством в собственность или аренду физическим и юридическим лицам участков:
    • для ИЖС
    • для огородничества
    • для садоводства
    • для ведения личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйств
    • для животноводства
    • для иных целей
  • при решении вопросов:
    • о возможности раздела участков
    • о возможности или невозможности выполнения перераспределение ЗУ
  • при образовании нового неделимого ЗУ из земель с/х назначения:
    • при разделе и объединении ЗУ
    • при перераспределении ЗУ
  • при выделе участка ЛПХ или КФХ из земель с/х назначения, находящегося в общей собственности, если основной деятельностью является:
    • садоводство
    • овощеводство
    • цветоводство
    • виноградарство
    • семеноводство
    • птицеводство
    • пчеловодство
    • товарное рыбоводство
    • другая деятельность
  • при выделе:
    • невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок
      ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель в счёт доли (долей) в праве общей собственности
  • при образовании ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель
  • Предельные размеры и требования к местоположению ЗУ из состава сельхозземель представлены в федерального законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (статья 4 ФЗ №101).

    Если площадь участка не соответствует предельным нормам

     Несоответствие площади ЗУ установленным предельным размерам — основание для отказа в государственной регистрации участка.

    При регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание:

    1. на фактическую площадь ЗУ
    2. на величину превышения площади над зафиксированной в документах и в ГКН

    При этом фактическая площадь не должна быть:

    • выше предельного максимального размера ЗУ
    • меньше минимального размера

    В случаях когда происходит превышение:

    1. фактической площади ЗУ над установленным минимальным размером
    2. фактической площади ЗУ над той, что зафиксирована в ГКН, на величину более 10%

    единственно возможным способом разрешения проблемы будет выкуп избытка у муниципалитета.

    Просто «прирезать» избыток не получится.

    Заказать межевой план со скидкой!Оформление межевого плана без посредников. Выезд на объект бесплатно!Узнать больше kadastrovy-inzhener.ru

    2. Предельные нормы площадей не распространяются на участки…

    К участкам:

    • формируемым при изъятии ЗУ для государственных или муниципальных нужд
    • выкупаемым для государственных или муниципальных нужд

    требования по предельным размерам и местоположению не предъявляются.

    Они необходимы для размещения:

    • объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения
    • объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения
    • линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий
    • объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения
    • автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

    Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:

    • утверждённых актов о выборе земельных участков для строительства
    • материалов предварительного согласования мест размещения объектов
    • документов территориального планирования
    • документов по планировке территории и землеустроительных материалов

    3. О различии предельных размеров участков в разных муниципалитетах

     Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.

    Можно сравнить, например, предельные размеры участков, установленные

    1. в МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (здесь)
    2. в МО «Копорское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области (пункт 10 решения Совета депутатов)

    В Приморском городском поселении:

    • для размещения индивидуального дома и ЛПХ:
    • минимальный размер:
    1. 0.05 га — в границах населённого пункта
    2. 0.03 га — за чертой населённого пункта
  • максимальный размер:
    1. 0.25 га — в границах населённого пункта
    2. 0.5 га — за чертой населённого пункта
  • для индивидуального жилищного строительства:
    • минимальный размер — 0.06 га
    • максимальный размер:
    1. 0.25 га
    2. 0.35 га — для отдельных случаев (на основании проектной документации в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, вовлечения в оборот неиспользуемых земель)
  • сельскохозяйственное использование:
    • минимальный размер — 0.2 га
    • максимальный размер — 1 га

    В Копорском сельском поселении:

    • для ведения ЛПХ:
    • минимальный размер:
    1. 0.05 га — в границах населённого пункта
    2. 0.03 га — за чертой населённого пункта
  • максимальный размер:
    1. 0.25 га — в границах населённого пункта
    2. 0.5 га — за чертой населённого пункта
  • для индивидуального жилищного строительства:
    • минимальный размер — 0.05 га
    • максимальный размер — 0.25 га

    Предельные размеры ЗУ установлены в соответствии с законом Ленинградской области № 83-оз от 29.10.2003 г.). Различия в предельных площадях ЗУ в поселениях зависят:

    • от соотношения свободных и занятых земель на территории поселений
    • от численности и плотности населения
    • от направлений и перспектив использования земель
    • от востребованности участков того или иного назначения
    • от многих других факторов

    Размеры предельных размеров участков при отсутствии ПЗЗ и градрегламентов

     Если в местном муниципалитете не утверждены ПЗЗ и для территорий или их частей не установлены градостроительные регламенты, при решении вопросов образования участков, их предоставления, перераспределения, выдела, раздела главными ориентирами становятся:

    • Земельный кодекс РФ
    • Градостроительный кодекс РФ
    • ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» №112 ФЗ
    • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74-ФЗ
    • Законы субъектов РФ

    Минимальные площади земельных участков в Санкт-Петербурге

     Размеры минимальных площадей регламентированы Законом Санкт-Петербурга «О минимальных размерах площади земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учёт» (№ 405- 53) 

    В соответствии с этим законом, для тех территорий Санкт-Петербурга, для которых:

    • градостроительные регламенты
    • временные регламенты застройки земельных участков

    не введены, установлены минимальные размеры площади земельных участков, которые подлежат регистрации в органах кадастрового учёта:

    1. для ИЖС, для размещения индивидуального жилого дома — 300 м2
    2. для ведения садоводства — 200 м2
    3. для ведения огородничества — 200 м2
    4. для размещения индивидуальных гаражей — 18 м2
    5. для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения объектов недвижимого имущества — 5 м2

    Предельные размеры ЗУ в Ленинградской области

     В условиях, действующих ПЗЗ точные размеры участков каждый муниципалитет определяет самостоятельно — через принятие нормативно-правовых актов. Предельные размеры наделов нужно уточнять в местной администрации

    В муниципальных образованиях Ленинградской области, где правила землепользования и застройки (ПЗЗ) не утверждены, применяются предельные размеры участков установленные:

    • Законом ЛО № 83-оз
    1. участки для садоводства
    • минимальный размер — 0.05 га
    • максимальный размер — 0.12 га
  • участки для ведения огородничества:
    • минимальный размер — 0.01 га
    • максимальный размер — 0.10 га
  • участки для ведения животноводства:
    • минимальный размер — 0.01 га
    • максимальный размер — 5.0 га
    • Законом ЛО № 145 оз
    1. участки для ведения ЛПХ:
    • максимальный размер общей площади ЗУ, которые могут находиться одновременно на праве собственности и ином праве у граждан — 0.99 га
  • участки для ИЖС в границах сельских поселений ЛО
    • минимальный размер — 0.10 га
    • максимальный размер — 0.25 га
  • в границах городских округов и городских поселений ЛО
    • минимальный размер — 0,06 га
    • максимальный размер — 0.25 га
    • Законом ЛО № 118 -оз
    1. участки для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности:
    • предельный максимальный размер — 50 га
    • предельный минимальный размер — 1 га

    Примечание:

    минимальные размеры ЗУ не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является (пункты 6.1 и 6.2 статьи 12 ФЗ  № 74-ФЗ):

    • садоводство
    • овощеводство 
    • цветоводство
    • виноградарство
    • семеноводство
    • птицеводство
    • пчеловодство
    • товарное рыбоводство
    • другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: