Место жительства подопечного

Регистрация, контроль, управление имуществом, права и обязанности

Регистрация граждан осуществляется территориальными органами ФМС (т.н. «паспортные столы»). Регистрация по месту жительства – это т.н. «постоянная» регистрация, по месту пребывания — т.н. «временная» регистрация. Правила регистрации (временной или постоянной) подопечных детей и воспитанников приемных семей установлены в пп. 28 и 29 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, и в пп. 114 — 119 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Приказом ФМС РФ от 11.09.2012 № 288. Рекомендую обязательно прочитать эти положения в оригинале.

На время нахождения ребенка под опекой — т.е. до достижения 18 лет (или на более краткий срок с последующим продлением — наиболее уместной с т.з. общей логики представляется регистрация по месту пребывания («временная» регистрация):

Во-первых, прикрепление подопечного к поликлинике возможно по месту его пребывания («временной регистрации»). Зачисление в общеобразовательные учреждения также производится либо по месту жительства, либо по месту пребывания ребенка (п. 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 22.01.2014 № 32). (Но следует отметить, что и медобслуживание по ОМС, и получение общего образования гарантированы на федеральном уровне, поэтому, возможно, вид регистрации при их получении не так важен. С теми социальными выплатами или льготами, которые отнесены к региональным, ситуация несколько сложнее (см. ниже)).

Во-вторых, в соответствии с п. 30 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, временная регистрация прекращается автоматически по истечении своего срока либо — при досрочном выбытии подопечного ребенка – по заявлению опекуна или приемного родителя в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета. Это важно потому, что по своей сути опека (попечительство) и приемная семья – это ограниченные во времени формы семейного устройства. Они прекращают свое действие:

  • либо автоматически по достижении ребенком 18 лет (и тогда ребенок возвращается либо в закрепленное за ним жилье, либо получает отдельное жилье от государства),

  • либо в любой момент до достижения подопечным совершеннолетия – по просьбе родителя или по инициативе органа опеки.

    В этих условиях упрощенный порядок прекращения временной регистрации отвечает интересам прежде всего замещающих родителей, постоянно проживающих в данном жилье.

    В-третьих, если у подопечного ребенка есть постоянная регистрация по месту выявления, то оформление временной регистрации по месту жительства опекуна или приемного родителя – это единственный способ, с одной стороны, подтвердить фактическое пребывание ребенка в семье опекуна и, с другой стороны, сохранить постоянную регистрацию ребенка по месту выявления с перспективой возвращения в закрепленное жилье по достижении 18 лет.

    Наконец, существует риск, что при обращении за постановкой на учет на получение отдельного жилья постоянная регистрация подопечного ребенка по месту жительства опекуна будет истолкована как фактическое закрепление за подопечным ребенок жилья (хотя и по месту жительства опекуна). В результате, подопечный ребенок мог быть лишен права на получения жилья от государства по достижении 18 лет, как уже якобы обеспеченный таковым. 

    (Следует отметить, что в отдельных субъектах РФ суды встают на ту позицию, что сам по себе факт регистрации подопечного ребенка в квартире опекуна по месту жительства (т.е. постоянно), не свидетельствует о том, что подопечный ребенок был вселен в жилое помещение как член семьи — и следовательно, подопечный ребенок не теряет право на получение жилья по месту фактического жительства. Например, таково Апелляционное определение Московского областного суда от 06.09.2012 по делу № 33-15970/2012. Однако обязательной силы для органов исполнительной власти и/или судов других регионов это определение не имеет).
     

    Однако, с января 2021 года ситуация усложнилась.

    Дело в том, что до 2021 года определение «места жительства» в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» звучало так:

    Место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Но с 1 января 2021 года определение «места жительства» в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» было изменено:

    Место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

    По мнению автора сайта, эта поправка продиктована желанием предоставить субъектам РФ, на которых указами Президента РФ в 2021 году было возложено неподъемное бремя большинства социальных выплат, возможность ограничить число получателей льгот только постоянно зарегистрированными в данном субъекте РФ гражданами. Но для опекунов, приемных родителей и их воспитанников (особенно в тех случаях, когда ребенок был принят в семью из другого региона РФ) данная поправка создала только дополнительные проблемы.

    Новое определение «места жительства» привело к тому, что с 1 января 2021 года субъекты РФ получили законное (хотя, возможно, и антиконституционное) право обусловить назначение выплат детям-сиротам и замещающим родителям — включая выплаты на содержание подопечных детей и/или вознаграждение приемным родителям — наличием у подопечного ребенка и/или у замещающих родителей постоянной регистрации в соответствующем регионе.

    ► Возьмем, к примеру, г. Москва (подробнее о заключении договора о создании приемной семье, а также назначении выплат на содержание подопечных детей и вознаграждения приемным родителям).

    Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные в Законе г. Москвы от 30.11.2005 № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве», также формально предоставляются только тем детям-сиротам, «местом жительства которых является город Москва» (ст. 2 Закона).

    Аналогичная ситуация и с московской ежемесячной компенсационной выплатой опекунам, занятым уходом за ребенком-инвалидом. Хотя назначается она именно опекуну, а не подопечному ребенку (т.е. первостепенное значение должно иметь место жительства именно опекуна как получателя выплаты), но в п. 24(1) Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 24.01.2006 № 37-ПП, уточняется, что ежемесячные денежные выплаты от г. Москвы назначаются только при условии, что ребенок, на которого они назначаются, и заявитель имеют место жительства (постоянную регистрацию) в г. Москве.

    Также, есть прецеденты отказа регионального отделения ПФ РФ в г. Москве в назначении пенсии ребенку-инвалиду, оставшемуся без попечения родителей, рожденному в г. Москве, биологические родители живут в г. Москве, приемные родители живут в г. Москве, ребенка забирали из дома ребенка г. Москвы, но без постоянной регистрации в г. Москве. Основание то же: пенсия назначается только лицам, имеющим место жительства в РФ, а этот ребенок, по новым поправкам, места жительства не имеет, т.к. не имеет регистрации по месту жительства, только по месту пребывания.

    Получается, что рассчитывать на выплаты и льготы от г. Москвы вправе только те дети-сироты, которые имеют постоянную регистрацию в г. Москве в жилье биородителей, а фактически проживают с опекунами-москвичами в другом районе г. Москвы. Если же ребенок привезен в семью опекунов-москвичей из другого региона, где у него сохранилась постоянная регистрация, или же у ребенка вообще нет постоянной регистрации на территории РФ (например, ребенка оставили в роддоме, и в детском доме была оформлена только временная регистрация), то рассчитывать на социальную поддержку от Москвы он сможет только после оформления постоянной регистрации в г. Москве. Понятно, что постоянную регистрацию в г. Москве для ребенка-сироты из другого региона может оформить только опекун (приемный родитель) – в собственном жилье.

    Важно отметить, что защитить права приемных семей может суд: например, в начале 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда встала на сторону опекунов и признала незаконными решения территориальных органов Департамента соцзащиты г. Москвы об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом, в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих регистрации в Москве по месту жительства и принятых на воспитание в приемные семьи жителей города Москвы из других регионов.

    ► Из других регионов поступают сигналы об отказе в выписке бесплатных лекарств для подопечных детей без постоянной регистрации в данном регионе (аналогичная проблема и в г. Москве). Также, в некоторых регионах отмечают попытки отказать в постановке на учет на получение жилья, если у подопечного ребенка нет постоянной регистрации в данном регионе. В Московской области зарегистрированы случаи отказа в предоставлении путевок тем подопечным детям, которые имеют в МО только временную регистрацию (как и их опекуны). При этом в отказе отмечалось, что ответ был бы положительный, если бы хотя бы у опекунов была постоянная регистрация в МО.

    Основная проблема с регистрацией по месту жительства («постоянной» регистрацией) заключается в том, что согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета только в следующих случаях:

    а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в трехдневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;

    б) — в) утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 194;

    г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

    д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

    е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

    ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

    з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;

    и) прекращения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, кочевого и (или) полукочевого образа жизни — на основании заявления гражданина в письменной форме;

    к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

    Автоматического снятия с постоянного регистрационного учета при прекращении опеки (попечительства) до достижения ребенком 18 лет не предусмотрено. Напротив, в соответствии с п. 136 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Приказом ФМС РФ от 11.09.2012 № 288, снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только по письменному согласию соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка.

    По достижении подопечным ребенком 18 лет может возникнуть своеобразный замкнутый круг: на учет для предоставления отдельного жилья ребенка не принимают, потому что у него есть право пользования жильем опекуна (в силу постоянной регистрации); а в выселении и снятии ребенка с учета по месту жительства у опекуна суд отказывает, потому что подопечный ребенок отдельного жилья пока не получил. Тогда опекуну или приемному родителю остается рассчитывать только на добровольное выселение бывшего подопечного (после достижения им 18 лет) и его самостоятельное заявление о прекращении постоянной регистрации.

    В законодательстве некоторых субъектов РФ можно найти способы разрешения этой коллизии. Например, в г. Москве п. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» говорится, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (например, у опекуна или приемного родителя, где они зарегистрированы постоянно), признается невозможным, в частности, если в этом жилье на законных основаниях проживают лица, не являющиеся членами семьи этих детей-сирот (например, те же опекуны и приемные родители), либо общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Москве (18 кв.м. на человека). Однако, практика применения этих положений пока не выработана, предсказать реальный подход московских властей трудно.

    В отдельных субъектах РФ суды встают на ту позицию, что сам по себе факт регистрации подопечного ребенка в квартире опекуна по месту жительства (т.е. постоянно), не свидетельствует о том, что подопечный ребенок был вселен в жилое помещение как член семьи — и следовательно, подопечный ребенок не теряет право на получение жилья по месту фактического жительства. Например, таково Апелляционное определение Московского областного суда от 06.09.2012 по делу № 33-15970/2012. Однако это определение обязательной силы для органов исполнительной власти и/или судов других регионов не имеет. Также, оно было принято до изменений в определение «места жительства» в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», поэтому с учетом нового законодательства и позиция судов может измениться.

    Еще раз о месте жительства подопечных

    В Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» поступает большое количество обращений от опекунов и попечителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с вопросами об отказе в предоставлении подопечным различных социальных гарантий, установленных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в связи с отсутствием, по мнению уполномоченных органов и должностных лиц, у таких подопечных места жительства в соответствующем регионе.

    Отказывая во включении подопечных в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в предоставлении подопечным социальных карт для обеспечения бесплатного проезда на общественном транспорте, в предоставлении различных выплат и льгот, в том числе, в предоставлении денежного содержания, предусмотренного пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, местных администраций, указывают, что такой-то подопечный (подопечная) не имеет места жительства в соответствующем населенном пункте или соответствующем субъекте Российской Федерации.

    При этом, по мнению вышеназванных должностных лиц, место жительства подопечных должно определяться исключительно регистрацией по месту жительства (в быту ее называют — «постоянной регистрацией»), а учитывая, что подопечный в соответствующем городе или субъекте Российской Федерации имеет регистрацию по месту пребывания (в быту – «временную регистрацию»), то, по их мнению, он не имеет места жительства в этом городе или субъекте Российской Федерации.

    Часто отказы в предоставлении тех или иных социальных гарантий подопечным из-за того, что соответствующий регион не является их местом жительства, мотивируется ссылками на определение понятия «место жительства», указанное в статье 2 Закона Российской Федерации Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

    Органы опеки и попечительства Московской области любят указывать, что Московская область не является местом жительства подопечных, принятых на воспитание в семью из других регионов, так как «устройство несовершеннолетних детей-сирот под опеку (попечительство) изначально носит временный характер. При прекращении опеки (попечительства) отношения между опекунами (попечителями) и подопечными прекращаются, в том числе подопечный утрачивает право и основание совместного проживания с опекуном».

    Что в этой связи важно знать законным представителям подопечных детей?

    1. Все социальные гарантии, предоставляемые подопечным, вне зависимости от того, установлены они федеральным законодательством или нормативными правовыми актами регионов, предоставляются не по регистрации подопечных по месту жительства, а по их месту жительства.

    При этом подопечный может быть зарегистрирован по месту жительства в одном субъекте Российской Федерации, а иметь место жительства в другом субъекте Российской Федерации.

    То есть, «регистрация по месту жительства» и «место жительства» — понятия не тождественные.

    2. Базовое определение того, что является местом жительства гражданина, установлено в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

    Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства.

    При этом «место преимущественного проживания» к подопечным не относится и не понимается как длительность, продолжительность проживания.

    Местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства. Это следует из пункта 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором установлено, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

    В пункте 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

    В соответствии п.3 ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

    В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

    Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.

    Полномочия, возлагаемые на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного, установлены в пункте 3 статьи 34 ГК РФ, части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2021 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

    К указанным полномочиям органа опеки и попечительства, в частности, относится: ведение личных дел подопечных, проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных, надзор за деятельностью их опекунов и попечителей, заключение договоров о приемной семье.

    Распределение полномочий между органами опеки и попечительства в отношении одного подопечного федеральным законодательством не предусмотрено.

    Из вышеизложенного следует, что с момента принятия органом опеки и попечительства распорядительного акта о постановке подопечного (личного дела) подопечного на учет, местом жительства подопечного становится адрес жилого помещения, расположенного на территории этого органа опеки и попечительства, поставившего подопечного (или его личное дело) на учет.

    Подтверждением нового места жительства подопечного являются распорядительный акт о постановке на учет, акты проверки условий жизни подопечного, а, в случае заключения с законным представителем договора о приемной семье, — непосредственно договор о приемной семье в отношении подопечного.

    3. Дополнительными доказательствами места жительства подопечного могут являться справки из образовательных учреждений, которые он посещал или посещает (детский сад, школа, колледж, ВУЗ), справки поликлиник, где подопечный наблюдался (наблюдается) и т.д.

    4. Отказывая в предоставлении социальных гарантий подопечным, ссылаясь на их регистрацию по месту жительства в другом регионе и на понятие «места жительства», определенное в Законе Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», уполномоченные органы и должностные лица осуществляют подмену понятия «место жительства гражданина», определенного в статье 20 ГК РФ, которое подлежит применению в сфере гражданских, семейных и жилищных правоотношений, на понятия «место пребывания» и «место жительства», определенные в Законе Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 5242-1.

    Кроме того, эти органы и должностные лица не учитывают особенности определения места жительства подопечных, тем обстоятельством какой орган опеки и попечительства осуществляет в отношении них свои полномочия.

    Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, вводит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, устанавливает ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

    В статье 2 указанного Закона особо оговорено, что определенные в данной статье понятия используются в целях настоящего Закона. Из этого следует, что понятия «место пребывания» и «место жительства», определенные в Законе Российской Федерации от 25.07.1993 № 5242-1, не могут применяться в качестве универсальных для любых правоотношений и жизненных ситуаций, без учета базового определения института места жительства, установленного в статье 20 ГК РФ, а в отношении несовершеннолетних подопечных еще и п. 1 ст. 34 ГК РФ, п.2 ст. 36 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 24 апреля 2021 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также без обязательного учета в правоприменительной практике правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

    Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

    В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 2021 г. № 9-П и от 2 февраля 2021 г. № 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

    5. Вместе с тем, постановка подопечного на учет в органе опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя, не означает, что место жительство подопечного раз и навсегда определено в том городе (субъекте Российской Федерации), где проживает его законный представитель.

    Где надлежит проживать подопечному, до достижения им возраста 18 лет, решают его законный представитель и органы опеки и попечительства. При этом место жительства подопечного определяется по месту жительства законного представителя.

    По достижении подопечным совершеннолетия и, соответственно, приобретения им дееспособности в полном объеме, он уже сам определяет, где он будет проживать в дальнейшем.

    Если бывший подопечный, достигнувший возраста 18 лет, продолжает проживать в городе (субъекте Российской Федерации) по месту жительства бывшего попечителя, то правоотношения по его месту жительства в соответствующем городе (субъекте Российской Федерации) сохраняются. И соответствующий город (субъекте Российской Федерации), где подопечный до достижения 18 лет проживал с попечителем, будет считаться его местом жительства.

    При этом не имеет значения то обстоятельство, что бывший подопечный может уже проживать не по адресу бывшего попечителя в этом городе (субъекте Российской Федерации), а по другому адресу в этом городе (субъекте Российской Федерации). Именно в этом городе (субъекте Российской Федерации) подлежит реализации право бывшего подопечного на социальные гарантии: обеспечение жильем, выплаты и т.д.

    Также не имеет правового значения в этом случае то, что бывший подопечный зарегистрирован по месту жительства в другом регионе, а в городе (субъекте Российской Федерации), где он находился под опекой и попечительством у него оформлена регистрация по месту пребывания.

    Если же бывший подопечный, после достижения 18 лет, принимает решение вернуться в субъект Российской Федерации, где он проживал до устройства в семью опекуна (попечителя), то его местом жительства будет уже не субъект Российской Федерации, где он проживал с попечителем, а субъект Российской Федерации, где он проживал до устройства в семью опекуна (попечителя) и куда вернулся по окончании пребывания под попечительством.

    6. Вышеприведенные доводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2021 г. (Определение № 5-КГ16-84), а также в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2021 г. № 5-КГ17-213, от 21 мая 2021 г. № 5-КГ17-257, от 04 июня 2021 г. № 5-КГ18-71, от 5 июня 2021 г. № 5-КГ18-39, от 26 июня 2021 г. № 5-КГ18-145, от 02 июля 2021 г. № 5-КГ18-107, от 6 августа 2021 г. № 5-КГ18-138, от 21 августа 2021 г. № 5-КГ18-170, от 27 августа 2021 г. № 5-КГ18-174, от 28 августа 2021 г. № 5-КГ18-168, от 17 сентября 2021 г. № 5-КГ18-176, от 18 сентября 2021 г. № 5-КГ18-196.

    7. Ошибочное толкование специалистами органов опеки и попечительства, органов социальной защиты населения и т.д., места жительства подопечных детей, объясняется не только в непонимании сути юридического института «места жительства» гражданина и особенности определения места жительства подопечных.

    Главная причина, конечно, в другом. Должностные лица названных органов ошибочно интерпретируют понятие «места жительства» подопечных по прямому указанию своего руководства в целях экономии бюджетных средств и нежелания осуществлять затраты на предоставление соответствующих государственных гарантий подопечным за счет муниципального или регионального бюджета.

    Сложившаяся ситуация приводит к тому, что сотрудники органов опеки и попечительства постоянно вводят в заблуждение законных представителей подопечных о том, что из-за отсутствия у подопечных регистрации по месту жительства опекуна (попечителя) они не имеют право на обеспечение жильем по месту жительства попечителя, не имеют право на различные выплаты и льготы в субъекте Российской Федерации, где подопечный проживает с законным представителем.

    Сложившаяся ситуация приводит к массовым и грубым нарушения прав подопечных по вине сотрудников органов опеки и попечительства, действующих вопреки своим профессиональным обязанностям, вопреки требованиям государственной и муниципальной службы.

    8. Нужно ли и можно ли опекунам и попечителям регистрировать подопечных по месту жительства в жилых помещениях, где они (опекуны, попечители) зарегистрированы по месту жительства?

    Исходя из вышеизложенных доводов определения места жительства подопечных, регистрация подопечных по месту жительства по адресу места жительства законных представителей, особого правового значения не имеет.

    Однако, исходя из сложившихся условий определения специалистами органов опеки места жительства подопечных детей по адресу их регистрации по месту жительства, зарегистрировав подопечного ребенка по месту жительства в своем жилом помещении, опекун (попечитель) упрощает себе и своему подопечному возможность получать социальные гарантии, выплаты и льготы, установленные в соответствующем субъекте Российской Федерации.

    При этом, следует иметь ввиду три обстоятельства.

    Во-первых, согласие органа опеки и попечительства на регистрацию подопечных по месту жительства («постоянная регистрация») по адресу регистрации опекуна (попечителя) не требуется.

    Не требуется согласие органа опеки и попечительства на регистрацию подопечных по месту жительства («постоянная регистрация») и в жилое помещение, собственником которого является опекун (попечитель) и в котором он фактически проживает с подопечным, в случае если сам опекун (попечитель) в этом жилом помещении по месту жительства не зарегистрирован.

    Согласие органа опеки и попечительства на регистрацию подопечного по адресу места жительства опекуна (попечителя) не предусмотрено ни Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2021 г. № 713, ни Административный регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 984 (зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2021 г. № 50635).

    Во-вторых, если подопечный зарегистрирован по месту жительства в ранее занимаемом жилом помещении, собственником или сособственником которого он не является, либо в жилом помещении, где он является собственником или сособственником, то регистрация такого подопечного по месту жительства в жилом помещении его законного представителя (опекуна или попечителя), вследствие чего подопечный будет снят с регистрационного учета в жилом помещении по прежнему месту жительства, не приведет к нарушению жилищных прав подопечного.

    Если же подопечный зарегистрирован по месту жительства в ранее занимаемом жилом помещении, занимаемом на условиях социального найма и которое находится в государственной или муниципальной собственности, то снятие подопечного с регистрационного учета по прежнему месту жительства в таком жилом помещении в связи с регистрацией по месту жительства в жилом помещении опекуна (попечителя), может привести к тому, что подопечный утратит право пользования в ранее занимаемом жилом помещении, что, скорее всего, будет оцениваться как нарушение жилищных прав подопечного.

    В-третьих, регистрация подопечного по месту жительства опекуна (попечителя) в жилом помещении, находящимся в собственности законного представителя, не приведет к возникновению у подопечного бессрочного права пользования жилым помещением опекуна (попечителя) и не станет по этой причине основанием в отказе подопечному в предоставлении жилого помещения в льготном порядке по категории «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при наличии условий, установленных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а именно, что он:

    — не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений, или

    — является нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений, в случае, если его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

    А.И.Головань, Исполнительный директор Благотворительного центра «Соучастие в судьбе»

    «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» реализует проект «Юридическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, их законным представителям и представителям» за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов».

    Согласно Федеральному закону РФ №159-ФЗ от 21 декабря 2021 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (п.2 ст.8) и Инструкции о правилах регистрации граждан, утвержденной Приказом МВД РФ №393 (п.5.14), подопечные дети регистрируются на необходимый срок по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) или приемной семьей на основании документов, подтверждающих установление опеки (попечительства). Иными словами, подопечный ребенок должен быть зарегистрирован по месту жительства опекуна на время нахождения под опекой, т.е. до 18 лет. Регистрация подопечного ребенка оформляется по форме №1 («по месту пребывания»).

    Следует обратить внимание на то, что при регистрации подопечного несовершеннолетнего ребенка по месту жительства опекуна, согласие собственника жилья или других проживающих не требуется (п.п.10 и 12 Постановления Правительства РФ №713).

    Иногда опекунам настойчиво предлагают заполнить форму №6, используемую для регистрации «по месту жительства», но с припиской «на время нахождения под опекой». Советуем этого не делать, так как временная регистрация при опеке уместна прежде всего потому, что по достижении совершеннолетия подопечный ребенок либо возвращается в закрепленное за ним жилье (если такое существует), либо получает жилье от государства во внеочередном порядке. Постоянная регистрация подопечного ребенка по форме №6 может быть истолкована как фактическое закрепление за подопечным ребенком жилья по месту жительства опекуна. В результате, подопечный ребенок мог быть лишен права на жилье от государства по достижении 18 лет, как уже «обеспеченный» таковым.

    Необходимость регистрации подопечного ребенка по месту жительства опекуна.

    Муниципальные детские дошкольные и образовательные учреждения вправе отказать в приеме ребенка, чье проживание на их территории официально не подтверждено в виде постоянной или временной регистрации. Наконец, подопечному ребенку может быть отказано в прикреплении к местным учреждениям здравоохранения, если он не имеет регистрации на территории данного региона.

    Если Вас, уважаемые посетите сайта, заинтересовала данная информация, обращайтесь в орган опеки и попечительства муниципалитета Филевский парк, где специалисты объяснят, расскажут, помогут.

    Главный специалист
    Шагурина Н.А.

    15.06.2010 Мэр и Правительство Москвы 2021 год в Москве объявили Годом ребенка. Приняли комплексную программу о дополнительных мерах по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2021 год.

    Что же сделано нашим органом опеки и попечительства муниципалитета нашего муниципального образования Филёвский парк в рамках этой программы?

    Социальное сиротство. К сожалению, как часто мы слышим это словосочетание. Что же это такое? Это дети, оставшиеся сиротами при живых родителях. Это когда родители от детей отказываются в самом раннем детстве (а мы имеем на территории роддом № 2, в котором рождаются не всегда желанные дети), когда родители ведут асоциальный образ жизни, несовместимый с воспитанием детей (злоупотребляют спиртными напитками, принимают наркотики и т.д.), уклоняются от их содержания.

    И вот главная задача всех нас своевременно выявить таких детей, детей, оставшихся без попечения родителей или оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Главное не оставаться равнодушными к судьбам детей, нуждающихся в нашей защите и помощи. Для этого всего лишь нужно сообщить по телефонам: в орган опеки и попечительства-142-38-11, в подразделение по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел Филёвский парк-148-75-70 ((ПДН ОВД), дежурную часть –148-75-76, в Комиссию по делам несовершеннолетних и Защите их прав- 142-07-00.

    В этих организациях обязательно займутся устройством ребенка, оставшегося без попечения родителей.

    В Конвенции ООН «О правах ребенка» и Семейном Законодательстве Российской Федерации приоритетным правом ребенка является право жить и воспитываться в семье. Именно эти обстоятельства обязывают нас, на ком лежит ответственность за будущее сироты, искать, подбирать и создавать ему домашние, семейные условия проживания. Только в этих условиях можно успешно решать проблемы ребенка, как личности, подготовки его к самостоятельной жизни, к профессии, только в этих условиях интересы и права ребенка обеспечены и защищены наилучшим образом.

    Часто в орган опеки и попечительства поступают вопросы от граждан, решивших взять ребенка на воспитание в свою семью: Какие существуют формы устройства несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью?

    Какие льготы имеет ребёнок и гражданин, изъявивший желание изменить жизнь к лучшему обездоленному ребенку.

    Отвечают специалисты органа опеки и попечительства:

    1. Что такое усыновление (удочерение) детей?
    Это наиболее желательная форма воспитания осиротевших детей. При усыновлении ребенка между ним и его усыновителями устанавливаются такие же правовые отношения, какие существуют между кровными родителями и детьми. Усыновление производится судом по заявлению лиц(лица), желающих усыновить ребенка.
    (См
    . дополнительный материал «Если Вы усыновили Ребенка).

    2. Как стать опекуном (попечителем) несовершеннолетнего ребенка?
    Чем отличается оформление опеки (попечительства) от усыновления? Опека или попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, ( над детьми до 14 лет-опека, от 14 до 18 лет-попечительство), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опекунами или попечителями назначаются граждане распоряжением руководителя органа местного самоуправления ( в Москве – муниципалитеты). Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Правоотношения между ребенком и попечителем прекращаются при достижении подопечным совершеннолетия. На содержание каждого подопечного опекуну(попечителю) выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные Правительством Москвы.
    (См
    . дополнительный материал «Если Вы –опекун(попечитель) ребенка»).

    3. Как образуется приемная семья?
    Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Приемные родители по отношению к приемному ребенку(детям) обладают правами и обязанностями опекуна(попечителя). Общее число в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек. На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачивается ежемесячно денежные средства. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами Субъектов Федерации.
    (См
    . дополнительный материал «если Вы –приемный родитель»).

    4. Как стать патронатным воспитателем?
    Граждане, желающие взять ребенка на патронатное воспитание, подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть патронатными воспитателями. Лицо, изъявившее желание стать патронатным воспитателем, обязано пройти специальную подготовку. Специальная подготовка и обследование семьи данного лица осуществляется уполномоченной службой по патронату в индивидуально определяемый для него срок. Труд патронатного воспитателя является социально значимым трудом. Оплата труда патронатного воспитателя производится в размере 3.5 МРОТа в расчете на каждого ребенка, переданного ему на воспитание.
    (См
    . дополнительный материал «если Вы – патронатный воспитатель»).

    Уважаемые жители!

    Если рядом с Вами живет ребенок, которому необходима помощь, сообщите в орган опеки и попечительства муниципалитета Филёвский парк.

    А если Вы имеете желание и возможность сделать хотя бы одного ребенка счастливым и можете взять его из детского учреждения на воспитание в свою семью – обращайтесь в орган опеки и попечительства муниципалитета Филёвский парк.

    Мы ждем Вас и верим, что интересы детей и людей, готовых им помочь, обязательно пересекутся.

    Наш адрес: ул. Кастанаевская, д.9, к.2, Телефон/факс-142-38-11
    Приёмные дни: Понедельник с 15-00 до 18-00, Четверг с 10-00 до 12-00.

    усыновите.ру

    08.02.2021 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

    8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

    В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

    – В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

    Справочно

    В декабре 2021 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

    В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

    Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

    Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: