Как изменился миграционный учет иностранных граждан

Регистрация иностранных граждан: правила внезапно изменились

Федеральный закон №163 от 27.06.2022г. полностью перевернул привычные правила регистрации (постановки на миграционный учет) иностранных сотрудников. С 8 июля 2022 года работодатели и заказчики услуг (юридические лица и индивидуальные предприниматели) смогут ставить иностранных сотрудников на миграционный учет по адресам компаний только в случае, если работники по этим адресам фактически проживают.

«Сейчас компании и индивидуальные предприниматели ставят иностранных сотрудников на миграционный учет по своим юрадресам. И это был выход, так как большинство граждан РФ, которые сдают квартиры, регистрировать иностранцев просто не хотят, — пояснила БУХ.1С Юлия Пакина, руководитель отдела по работе с юридическими лицами компании . — Работодателям и заказчиком услуг приходится самим ставить на учет иностранцев, чтобы не потерять работников».

Закон №163-ФЗ разрешает организации-работодателю ставить на учет своего иностранного работника при условии, что иностранец реально живет в помещении, принадлежащем этой компании. То есть, он там спит, ест, смотрит телевизор, принимает душ, другими словами, использует помещение для сна и отдыха. Понятно, что в офисах компаний никто не проживает. Но теперь получается, что если собственники не начнут ставить на учет иностранцев, сдавая им квартиры, то компании просто останутся без сотрудников.

«Данные изменения вступают в силу только с 8 июля 2022 года, соответственно только с этого дня документы о миграционном учете должны быть оформлены по адресу фактического проживания иностранного гражданина. Согласно ст. 54 Конституции РФ, работодатель/заказчик услуг не будет нести ответственность за деяние, которое не являлось правонарушением в момент его совершения, — рассказывает Юлия Пакина. — Это значит, что если он оформил (продлил) миграционный учет иностранному гражданину по месту работы до 08.07.2022, то данный учет будет совершенно законно действовать до окончания своего срока. После истечения этого срока иностранный сотрудник должен зарегистрироваться по новым требованиям, т. е. по адресу проживания».

В общем, у работодателей еще есть время, чтобы успеть до 8 июля 2022г. продлить текущий миграционный учет иностранцу по месту работы на максимальный срок. Для этого иностранцу с патентом, например, необходимо внести заранее платежи по патенту.

Пока миграционный учет будет действителен, найти «своему» иностранному сотруднику место проживания, по которому его поставят в будущем на миграционный учет. Это могут быть:

• хостел, отель, гостиница, общежитие (такие учреждения самостоятельно ставят иностранцев на миграционный учет);

• комната или квартира, собственник которой готов не только сдать ее, но и зарегистрировать в ней мигранта;

• жилые помещения, купленные организацией, по которым она сама в будущем сможет их регистрировать.

Что будет, если продолжать регистрировать иностранных сотрудников на адрес компании, если они там не будут проживать?

Юридическому лицу может грозить штраф от 350 000 до 800 000 рублей руб. за каждого иностранного сотрудника за предоставление ложных сведений (ч.2 ст.19.27 КоАП).

Иностранцев, поставленных на миграционный учет по адресу работодателя, но реально там не проживающих, в случае проверки могут оштрафовать за отсутствие регистрации. Если мигрант получает второй такой штраф, то его депортируют.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям стоит поторопиться как можно быстрее продлить миграционные учеты работникам по старым требованиям, чтобы успеть спокойно подготовиться к новым и не потерять сотрудников.

Как изменился миграционный учет иностранных граждан

Суть изменений объясняют партнер и операционный директор Statera Veris Ольга Маркова, руководитель кадровой практики КСК групп Аида Ибрагимова и юрист Валерия Сергиенко.

Ольга Маркова, партнер и операционный директор Statera Veris

Теперь иностранные граждане должны быть поставлены на миграционный учет исключительно по адресу места пребывания — жилого помещения, в котором они фактически проживают.

Внесенные изменения:

а) обязывают принимающую сторону осуществлять постановку на учет иностранных арендаторов, тем самым возлагая ответственность за соблюдение миграционных правил на российских граждан, предоставляющих помещения;

б) снимают обязанность с иностранного гражданина вставать на миграционный учет;

в) лишают работодателей права регистрировать иностранных специалистов по юридическому адресу компании.

Однако такая возможность сохраняется, если территория организации, где работает иностранный гражданин, оснащена специально оборудованными для проживания местами, и иностранные работники действительно в них проживают.

Ранее иностранный гражданин мог проживать в арендованной квартире, но при этом быть зарегистрированным по адресу компании.

Как повлияют изменения на текущую ситуацию и что можно предпринять?

Если иностранный гражданин был поставлен на миграционный учет по адресу организации до вступления в силу изменений, то его миграционный учет будет действителен до выезда и нового въезда в РФ. Такое право дает Конституция РФ.

А вот при следующем въезде иностранный гражданин подлежит постановке на учет уже по новым требованиям — по адресу фактического проживания в месте пребывания. И об этом должна позаботиться принимающая сторона, предоставляющая жилое помещение.

Если быть точнее — собственник данного жилого помещения. Деловая практика показывает, что представителям собственников, действующим по нотариально заверенной доверенности, в большинстве случаев отказывают в постановке на учет иностранных граждан. При этом за непостановку иностранного гражданина на миграционный учет владельцу жилья грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб.

Как действовать, если собственник, например, находится за пределами страны и не имеет физической возможности выполнить возложенную на него обязанность? Что делать, если иностранному гражданину отказано в найме квартиры по причине сложностей с его постановкой на учет? Какие последствия можно ожидать для работника-иностранного гражданина и его работодателя?

Что должен сделать иностранец:

  • осуществить дополнительный поиск и снять жилое помещение у арендодателя, который согласится поставить на учет;
  • разместиться в отеле или хостеле;
  • находиться на территории РФ без постановки на учет;
  • «купить» постановку на учет в жилом помещении, отличном от его места пребывания.

Очевидно, что последние два пункта нарушают требования законодательства. От покупной регистрации или ее отсутствия, например, может пострадать и работодатель. Косвенно законодательство возлагает на него ответственность по контролю за реальной регистрацией работников-иностранцев. Сложности с регистрацией говорят о нелегальном работнике.

Может ли работодатель посодействовать работнику-иностранцу, чтобы избежать возможных рисков? Да, может. Потенциальные варианты:

  • помочь работнику в поиске нового жилого помещения и договориться с собственником о постановке гражданина на учет;
  • заключить договор с отелем или хостелом и разместить в них своих работников;
  • по возможности оборудовать необходимые места для проживания на территории организации;
  • заключить договор аренды квартиры от имени организации и осуществлять самостоятельно постановку иностранных граждан на учет по месту проживания в арендованной квартире, представив необходимый пакет документов на организацию, договор аренды квартиры и доверенность на представителя.

От поставки на миграционный учет иностранного работника по адресу компании при отсутствии мест для проживания лучше воздержаться. Работодателю грозит штраф за предоставление ложных сведений об иностранце при постановке на миграционный учет в размере от 350 000 руб. до 800 000 руб. (ч. 2 ст. 19.27 КоАП). 

Как видим, законные выходы есть. Просто любые изменения всегда очень болезненны и могут вести к дополнительным расходам.

На что направлены изменения в законодательстве? Версий может быть приличное количество. В, частности, по нашему мнению, это:

  • вывод собственников, сдающих жилье мигрантам, на легальные взаимоотношения с государством;
  • возможность более точно вести учет мигрантов и определять их местонахождение;
  • повышение ответственности работодателей за соблюдение правил найма иностранных граждан, проявление должной осмотрительности при заключении трудовых договоров.

Именно на тему трудового договора в настоящее время правительством разрабатываются изменения в КоАП, направленные на введение наказания для работников иностранных граждан и нанявших их работодателей за отсутствие заключенного трудового договора.

Аида Ибрагимова, руководитель кадровой практики КСК групп

Как быстро нужно переоформить миграционный учет? Как работодатель может помочь работнику это сделать?

Если иностранец был поставлен на миграционный учет до 8 июля 2022 года, до окончания срока действия текущего миграционного учета переоформлять ничего не нужно, поэтому у работодателей есть время на решение вопроса с регистрацией своих иностранных работников до окончания срока текущей регистрации.

Работодатель может оказать работнику следующую помощь: организовать проживание работника-иностранца в гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, либо оборудовать в компании помещение, которое будет предназначено для проживания иностранца.

Что можно сделать сейчас, если вы не успели сделать это до 8 июля (например, продлить текущий миграционный учет на максимальный срок)?

Фактически такого понятия, как продление миграционного учета в законодательстве нет, и такое продление повторяет процедуру первоначальной постановки на миграционный учет.

С 8 июля 2022 года постановка на миграционный учет возможна только по адресу фактического проживания иностранца. Это значит, что, если работник-иностранец только работает в компании и фактически в компании не проживает и ему в организации не оборудовано место для сна и отдыха, то по месту нахождения компании работник на миграционный учет поставлен быть не может.

Поэтому, если компания не успела оформить миграционный учет сделать до 8 июля 2022 года, то сейчас необходимо заново поставить работника-иностранца на миграционный учет, но только уже по месту фактического проживания.

Валерия Сергиенко, юрист в Acsour

Работодатели больше не смогут осуществлять постановку своих сотрудников-иностранцев на миграционный учет по юридическому адресу организации, как раньше. Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые фактически проживают по адресу организации-работодателя, либо в помещении организации-работодателя, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном, например, в строящихся объектах.

В остальном процедура постановки на миграционный учет осталась прежней. Оформлять новую регистрацию необходимо каждый раз, когда иностранный гражданин выезжает из России и въезжает вновь, получая новую миграционную карту.

С 26 июля 2022 года прекратил свое действие особый миграционный режим, действующий в период проведения Чемпионата мира по футболу, согласно которому иностранный гражданин должен оформить регистрацию в течение трех календарных дней с момента въезда на территорию России.

Что делать тем, кто уже имеет документы о постановке на миграционный учет и не покидал территорию России после 8 июля 2022 года?

Такая регистрация остается в силе на весь период ее действия. Никаких дополнительных действий предпринимать не требуется. Регистрироваться по новым правилам иностранным гражданам придется только в следующий приезд в Россию.

Что делать иностранному гражданину после 8 июля 2022?

Вариант А:

Попросить собственника жилого помещения поставить вас на миграционный учет. Пока не все собственники жилых помещений ознакомлены с новым порядком регистрации иностранных граждан, поэтому рекомендую работодателям оказывать поддержку своими сотрудникам и принимать участие в переговорах с собственниками жилых помещений.

Вариант Б:

Иностранный гражданин может быть собственником помещения, в такой ситуации он может самостоятельно заполнить необходимые формы документов, подписать их, приложив свидетельство о собственности или выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), после чего обратиться в органы МВД для получения подтверждающего регистрацию документа.

Вариант В:

Иностранный гражданин может также являться собственником доли жилого помещения. В этом случае он также вправе самостоятельно осуществить свою постановку на миграционный учет только при условии наличия у него согласий остальных собственников, оформленных в нотариальном порядке.

Вариант Г:

Если ни один их вышеперечисленных вариантов не удается реализовать, то на период проведения переговоров с собственником жилого помещения иностранного гражданина можно заселить в отель.

Гостиницы или иные организации, оказывающей гостиничные услуги, обязаны осуществлять постановку всех иностранных граждан на миграционный учет на весь период их проживания.

Как еще работодатель может помочь иностранному гражданину:

1. Подготовить документы для миграционного учета:

Чтобы получить регистрацию, необходимо заполнить форму уведомления (Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, установленное Приложением N 3 к Приказу МВД России от 23.11.2017 N 881). Так как иностранные граждане зачастую не знают русского языка, а собственники жилых помещений могут не обладать достаточной информацией о требованиях законодательства, работодателю рекомендуется проконтролировать корректность заполнения уведомления, а также оказать помощь при выборе учреждения (Почта России, МФЦ, органы МВД) для его предоставления.

2. Работодатель вправе осуществить постановку сотрудника на миграционный учет при наличии доверенности от собственника жилого помещения:

2.1. Собственник жилого помещения вправе выдать нотариальную доверенность на сотрудников компании работодателя для постановки иностранного гражданина на миграционный учет, однако следует обратить внимание на некоторые особенности такой доверенности:

  • доверенность должна быть нотариально заверена;
  • доверенность должна содержать ФИО и паспортные данные тех иностранных граждан, миграционный учет которых планируется осуществлять в дальнейшем.

2.2. Что делать если собственник помещения не проживает в России, но готов выдать доверенность: Такую доверенность необходимо нотариально заверить за рубежом и включить в документ информацию об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету. Затем доверенность необходимо легализовать (обычно это значит «поставить апостиль») и направить в Россию. После получения доверенность ее следует перевести на русский язык и нотариально заверить перевод. После этого документ может быть использован на территории России.

3. Разъяснить иностранным гражданам новый порядок постановки на миграционный учет:

Чтобы исключить риски, связанные с отсутствием или несвоевременной постановкой на миграционный учет работников, являющихся иностранными гражданами, работодателям рекомендуется:

  • дополнительно разъяснять работникам новые требования законодательства;
  • обеспечить поддержку при коммуникациях с собственниками жилых помещений;
  • обсудить возможные варианты помощи иностранному гражданину с постановкой его на миграционный учет с учетом новых требований законодательства (как получение доверенности от собственника жилого помещения);
  • в случае сложных ситуаций оказать юридическую помощь или обратиться к специалистам для получения разъяснений.

Вестник мигранта

Новые правила миграционного учёта, вступающие в силу 8 июля 2022 года, породило множество слухов и домыслов. Что же изменилось в правилах миграционного учёта, как теперь сделать «регистрацию» по новым правилам? И самый главный вопрос:

Можно ли теперь вставать на миграционный учёт (делать «регистацию») у работодателя?

По прежним правилам, можно было встать на миграционный учёт (МУ) у юрлица (работодателя, например), и при этом не имело значения, есть ли у на территории конторы условия для проживания, или нет.

Так что часто получалось, что мигранты стояли на МУ у работодателя, а жили на съёмных квартирах в совсем других местах. Получалась странная ситуация: с одной стороны, мигрант должен проживать там, где он зарегистрирован, но с другой стороны вроде как и не обязан. 

Этим пользовались ушлые сотрудники ФМС (и их приемники из УВМ МВД РФ), и наказывали таких мигрантов по статье 18.8 КоАП РФ (по ней полагается штраф с возможным «депортом») за то, что они не проживали по месту МУ и таким образом нарушали правила миграционного учёта.

Вероятно, такая ситуация продолжалась бы и дальше, пока в Россию не приехали религиозные деятели из США. Их церковь выступила в России как принимающая сторона, и они были зарегистрированы по месту нахождения церкви. Всё по закону.

Естественно, они не жили в самой церкви, а жили на съёмной квартире. Но тут нагрянула проверка, американцев суд, где их штрафанули и поставили «депорт» на 5 лет. Но эти ребята оказались упорными, и дошли до конституционного суда РФ, который встал на их сторону и указал на противоречия в законе. Подробности дела можно прочитать здесь и тут.

Теперь же работодатель сможет поставить мигранта на МУ только тогда, когда он сможет предоставить ему жильё на своей территории (в общаге, бытовке, ещё где-то). 

Неясность в законе устранена.

Ответим ещё на один вопрос:

Я стою на МУ у работодателя, теперь моя «регистация» недействительна?

Не беспокойтесь. В этом случае закон обратной силы не имеет, с вашим миграционным учётом всё в порядке. Но продлить его вы можете только по новым правилам.

Изменения в правилах регистрации иностранцев по месту пребывания

Краткое описание изменений и рекомендации

Суть изменений сводится к следующему:

  • Раньше компании могли регистрировать иностранных сотрудников по месту нахождения организаций. С 8 июля необходимо, чтобы такие сотрудники были зарегистрированы там, где они проживают.
  • Так как многие владельцы жилья неохотно занимаются регистрацией, мы рекомендуем составлять доверенность на сотрудника компании, который регистрирует иностранцев.

Ниже мы подробнее рассказываем о причинах и последствиях изменений.

Почему закон изменился?

В 2022 году двое граждан США были оштрафованы и приговорены к административному выдворению из России, потому что они были зарегистрированы по месту пригласившей их организации, а фактически проживали в другом месте в том же городе. Они обратились в Конституционный суд РФ, потому что считали, что действующие правила регистрации противоречат Конституции РФ.

По решению суда, в законе о миграционном учёте содержатся неопределённые условия миграционного учёта иностранцев и противоречия некоторым статьям Конституции. С одной стороны, закон разрешает принимающей организации регистрировать иностранных граждан по своему месту нахождения (в нежилом помещении). При этом они часто проживают в другом месте, где фактически не зарегистрированы. В результате в законодательство о миграционном учёте были внесены поправки, которые вступают в силу 8 июля 2022 года.

Какие изменения внесены в закон?

Новая редакция закона запрещает организациям регистрировать иностранцев в помещении, где они работают, но фактически не проживают. Только если принимающая сторона может обеспечить у себя в помещении условия для проживания, то она сможет регистрировать иностранных граждан у себя.

Как МВД будет проверять фактическое проживание иностранных граждан в организация, не уточняется. Скорее всего, необходимо наличие спального места.

Если иностранный гражданин будет проживать в съёмном жилье, то ему необходимо заботиться о регистрации самостоятельно, потому что ответственность будет лежать не на организации, а на нём и владельце жилья. Исключение – отели, которые сами отвечают за регистрацию своих арендаторов. Там можно просто получить бланк уведомления о регистрации.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение новых правил?

Если организация осуществила регистрацию по своему адресу, а иностранец фактически не живёт там, то организации грозит ответственность за фиктивную регистрацию (раньше понятие фиктивной регистрации распространялось только на жилые помещения, а сейчас нет разделения на жилые и нежилые).

Ответственность иностранного гражданина за такое нарушение: административный штраф 2000-5000 рублей с административным выдворением или без него. В Москве и Санкт-Петербурге и в их областях штраф выше: 5000-7000 рублей.

Ответственность принимающей стороны за предоставление ложных сведений об иностранном гражданине или подложных документов – административный штраф:

  • на граждан: от 2022 до 2022 рублей
  • на должностных лиц: от 35000 до 50000 рублей
  • на юридических лиц: от 300 000 до 800 000 рублей.

Если МВД найдены признаки уголовного деяния, то уголовная ответственность может быть в виде:

  • штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей
  • штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет
  • принудительных работ на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового
  • лишения свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового

Рекомендации для иностранных граждан

Иностранным гражданам, арендующим квартиры, нужно урегулировать вопрос регистрации с собственниками.

При проживании в отелях риски минимальны, но также лучше заранее уточнять, регистрирует ли отель иностранцев, так как некоторые отели не регистрируют.

Замечание: иностранные граждане со статусом высококвалифицированных специалистов могут находиться в России без регистрации в течение 90 дней с прибытия в страну

Рекомендации для принимающих организаций

Также рекомендуем запрашивать у своего иностранного сотрудника документы, подтверждающие его регистрацию по месту пребывания, чтобы быть уверенными в том, что такой гражданин не нарушает режим пребывания в РФ и не рискует быть оштрафованным или депортированным.

Миграционный учет иностранных сотрудников: что изменилось

Что произошло?

Президент России подписал Федеральный закон от 27.06.2022 № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Он вступил в силу 8 июля 2022 года.

Что изменилось?

Уточнены правила миграционного учёта и основные понятия, используемые в законе. В частности, указано, какие объекты могут считаться местом пребывания иностранных граждан, скорректированы основания для постановки их на учёт по месту пребывания. Благодаря нововведениям работодателям потребуется реже ставить на миграционный учёт работающих у них иностранцев.

Зачем поправки?

Изменения направлены на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 № 22-П по делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», согласно которому указанные положения признаны не соответствующими Конституции РФ. Данное постановление  принято по жалобам иностранных граждан, которые были выдворены из России за то, что их поставила на миграционный учёт по своему адресу пригласившая организация, а жили они в квартире по другому адресу.

Поправками устранена правовая неопределенность в вопросе о том, кто несёт ответственность за неисполнение обязанности по постановке иностранного гражданина на учёт по месту пребывания. Согласно новой формулировке, иностранный гражданин не «обязан встать», а «подлежит постановке» на миграционный учёт.

Что понимать под местом пребывания

В качестве места пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ может быть признано жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в которых гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.

В каких случаях работодатель теперь обязан ставить иностранца на миграционный учёт?

Поправками установлено, что иностранный гражданин подлежит постановке на учёт по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Напомним, ранее организация признавалась принимающей стороной, если иностранец или лицо без гражданства в ней фактически проживал или работал (находился).

Где иностранец подлежит постановке на учёт?

Установлен и перечень мест пребывания, по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учёт по месту пребывания. Это следующие места:

  • адрес жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
  • адрес гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых иностранец фактически проживает, либо адрес медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой данное лицо находится в связи с получением услуг этой организации, либо  адрес учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором оно содержится.

Какова ответственность за нарушение правил миграционного учёта?

За неисполнение принимающей стороной обязанности по миграционному учёту (по уведомлению о прибытии иностранца в место пребывания) грозят штрафы, налагаемые на основании ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (от 40 до 50 тыс. руб. — на должностных лиц; от 400 до 500 тыс. руб. — на юрлиц).

В связи с вступлением в силу данного закона, работодатели иностранных граждан будут меньше опасаться этих санкций, но при этом больше не смогут ставить мигрантов на миграционный учёт по месту пребывания по адресу своей организации, если подобный работник фактически не проживает по этому адресу. Сделать это должен арендодатель, сдающий иностранцу жильё.

Иностранные граждане, поставленные на миграционный учёт по адресу работодателя, но фактически там не проживающие, могут быть на основании ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ оштрафованы или даже депортированы за отсутствие регистрации в случае, если это обнаружится. Например, если проверка застанет иностранца в месте проживания мигрантов, проверит его регистрацию и обнаружит, что она оформлена на адрес работодателя, хотя там он фактически не проживает.

Стоит отметить и налоговый аспект нововведения. Дело в том, что перекладывание ответственности за выполнение «миграционных» процедур в отношении иностранцев на плечи арендодателей жилья позволит налоговым органам эффективнее бороться с теневым рынком аренды жилых помещений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: