Источником регулирования выступает договор

Договор как основа гражданско-правового регулирования (Чеговадзе Л.А.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Договор как основа гражданско-правового регулирования (Чеговадзе Л.А.)

Дата размещения статьи: 26.04.2016

1. Предмет гражданско-правового регулирования составляют действия. Именно действия субъектов пригодны к нормативному упорядочению и правовой квалификации. Лица совершают их по отношению друг к другу и/или в отношении социальных благ, чаще всего имущества. Гражданское право либо разрешает названные действия (заключение договора, составление завещания, выдача доверенности) либо санкционирует их совершение (посягательство на собственность или на честь и достоинство личности, неосновательное присвоение или удержание чужого, завладение имуществом посредством обмана или введения в заблуждение).
То, что выступает предметом гражданско-правового воздействия, должно получить правовую форму выражения
. Поэтому гражданско-правовое регулирование основано на нормативном закреплении признаков действий. А для удостоверения юридического эффекта содеянного гражданское право определяет действиям лиц специальные формы, обеспечивающие их отраслевую квалификацию. Правомерными объявляются действия, формальные признаки которых совпадают с нормативно заданными <1>. При несовпадении, в зависимости от характера и степени отличий, юридический эффект содеянного либо уничтожается либо квалифицируется иначе. Особенно отчетливо это можно проследить на примере признания действий недействительной сделкой: если спорные действия признаны сделкой, их юридический эффект сохраняется, а в случае признания недействительной сделкой — сам по себе их юридический эффект не отрицается, но квалифицируется иначе.
———————————
<1> Слово «правомерный» складывается из двух слов — «право» и «мера» и к числу правомерных действий гражданское право относит те, мера которым есть норма права, то есть те, которые, будучи сопоставлены с правом, окажутся нормой.

Гражданско-правовые формы действий не так уж многочисленны: с позиций оценки правовых последствий можно выделить действия в форме приобретения, осуществления и защиты гражданских прав. А по критерию различий в социально-правовом характере содеянного — это действия в форме сделок, в форме заключения, изменения и расторжения соглашений, действия по владению, пользованию и распоряжению своей и чужой собственностью (социальными благами иной (невещественной) природы), действия в форме принятия решений и предъявления требований. Вряд ли можно сомневаться в наличии принципиальных различий между названными действиями, например между теми, которые необходимо совершить для завладения собственностью, и действиями по владению и пользованию той же собственностью. Сущностные различия действий подлежат учету при их гражданско-правовом упорядочении.
2
. Предметом приложения усилий со стороны действующих субъектов могут быть (1) социальные блага (вещи, требования, результаты интеллектуальной деятельности), (2) отдельные персоны (образовательные, косметологические, парикмахерские, медицинские услуги) или (3) их интересы (услуги связи, банковские услуги). Действовать в отношении обособленных и присвоенных социальных благ с пользой для себя разрешено по своему усмотрению. О взаимовыгодных действиях с пользой для другой стороны надо договориться, достичь соглашения об условиях взаимодействия. Действовать в отношении других индивидов можно также только по соглашению с ними. Сущностная природа названных действий принципиально отличается и точно так же отличаются их гражданско-правовые характеристики. Таким образом, выделяются признаки, которые учитываются в ходе регулирования предметных действий субъектов по удовлетворению их частных интересов.
Гражданское право предназначено для упорядочения двух видов действий правомерного характера: (1) действий по формированию правовых оснований последующей деятельности (например, по заключению договора или составлению завещания) и (2) действий на сформированном правовом основании (например, по исполнению обязательств или принятию наследства)
. Различия в действиях каждого вида обусловливают неоднородность предмета гражданско-правового регулирования, что приводит к выработке особых приемов и способов правового воздействия. Не секрет, что серьезно отличаются приемы и способы гражданско-правового упорядочения действий (и вызываемых ими последствий) по принятию решений общим собранием и действий по заключению договоров, действий по завладению собственностью по договору и в силу приобретательской давности, действий, порождающих договорные и внедоговорные обязательства и т.д. Гражданско-правовое регулирование охватывает весь объем названных действий, но различается. В совокупности названные отличия дают основание разделить гражданско-правовое регулирование на виды.
В целом гражданско-правовое регулирование основывается на принципиальном положении, что лица вправе действовать своей волей и в своем интересе, но не вправе нарушать при этом интересы других юридически равных с ними лиц
. То есть лица вынуждают считаться не только со своими, но и с чужими интересами. Договор выступает как «соглашение, закрепляющее достигнутый баланс интересов его участников» <1>. И посему наиболее всего подходит для учета обоюдных интересов действующих по соглашению лиц, составляя основу одного из видов гражданско-правового регулирования — договорного. В этом качестве — в качестве основы договорного регулирования — договор обладает особыми свойствами.
———————————
<1> Пугинский Б.И
. Теория и практика договорного регулирования. М.: Зерцало, 2008. С. 26.

3. В первую очередь договор — это гражданско-правовая форма соглашения о действиях. Регулируемые договором действия подразделяются на признаваемые сделками и на не относящиеся к сделкам. Так, действия, направленные с одной стороны на отчуждение вещи, а с другой — на ее приобретение в собственность, являются сделкой и совершаются по соглашению о купле-продаже вещи. Договоры о порядке пользования общей собственностью, брачные договоры, соглашения о разделе наследства, о совместной деятельности и т.п. — это соглашения о действиях другой (несделочной) природы, их невозможно признать соглашением о сделке. Такие договоры не порождают обязательств, здесь нет должника и кредитора, поэтому применение в этих случаях норм о сделках, обязательствах, исковой давности весьма проблематично и зачастую приводит к судебным ошибкам.
Поэтому надо признать, что со стороны порождаемых ими последствий договоры обладают различной правовой природой
. Есть договоры, которые содержат соглашения о действиях, имеющих юридическую силу обязательств, они предназначены для упорядочения обязательственной связи сторон и обеспечения ее плодотворной динамики. Другие договоры такой эффект достижением соглашения не производят <1> — они заключаются для решения какой-либо общей задачи, не порождая отношений, которые обязывали бы к совершению встречных сонаправленных и взаимообусловленных действий. Таким образом, договорное регулирование также неоднородно: имея в основе своей соглашение о действиях, оно различается по правовым основаниям и способам их упорядочения.
———————————
<1> Аникин А.С
. О договорном регулировании отношений без установления обязательств // ДНК Права. 2014. N 1. С. 15 — 19.

Регулируемые договорами действия могут обладать различной гражданско-правовой природой даже в пределах одного соглашения. Например, разнится природа действий подрядчика по выполнению работ и действий по передаче результата работ в собственность заказчика. Действия по выполнению работ (или по выполнению выданного заказчиком задания) — это более или менее длительный процесс деятельности по достижению социального результата, а действия по передаче достигнутого результата обладают правопорождающим (сделочным) эффектом. Недостаточность договорного регулирования названных действий приводит к многочисленным судебным спорам, основанным на актах сдачи-приемки, подписанных только подрядчиком. Или когда, например, заказчик не выплачивает подрядчику миллионное вознаграждение, ссылаясь на мелкие недочеты, которые никоим образом не препятствуют в пользовании объектом и являются легко устранимыми. Нередки в судебной практике споры, когда основанием для предъявления неустойки за просрочку сдачи работ становится недолжное поведение самого заказчика по организации приемки. Поэтому юристам договорной практики следует учитывать правовую разнохарактерность регулируемых договорами действий.
4
. Договор обладает также качествами источника гражданско-правового регулирования. Договор определяет, что конкретно должно быть сделано и какие юридические требования предъявляются сторонами к совершению действий <1>. В этом смысле он представляет собой нормативно — волевое образование и складывается из норм объективного права и норм-правил поведения субъективного характера. Нормы объективного права составляют нормативную основу договорного регулирования, они либо императивны либо использованы сторонами в редакции закона. Нормы-правила представляют собой элементы соглашения частных лиц по отдельным вопросам их договорной деятельности. Это индивидуальные правовые предписания, но наравне с законом они порождают права и обязанности сторон договора, служат их регулятором, а в случае судебного спора должны быть упомянуты в решении, если были использованы для обоснования доводов сторон. Нормы — правила производны от закона и принципиально не могут расходиться с его смыслом. Поэтому в качестве источника регулирования договор — это форма реализации общегражданских правовых норм, норм договорного права и норм обязательственного права.
———————————
<1> Гражданское право: Учебник: В 2 т
. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 1993. Т. 2. С. 42.

При этом «права и обязанности сторон договора возникают не на основании закона непосредственно, а на условиях индивидуальных предписаний, содержащихся в договоре» <1>. Эти условия в совокупности определяют нормативно-волевую модель поведения заключивших договор индивидов, а отдельно взятое условие договора есть не что иное как «единица» соглашения, содержащая частное правило поведения. Условия соглашения определяют меру свободы лиц в качестве сторон договора, поэтому надо признать, что, вступив в договор, граждане и юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права уже не по собственному усмотрению, а в соответствии с условиями достигнутого соглашения. Поэтому договор следует определять как соглашение, содержащее индивидуально-правовые предписания об условиях установления, изменения и/или прекращения гражданских прав и обязанностей. Такое понимание договора позволит отличать его от двусторонней сделки, представляющей собой действие, направленное на возникновение, изменение и/или прекращение гражданских прав и обязанностей на условиях достигнутого соглашения.
———————————
<1> Чеговадзе Л.А., Демин А.А
. Договор и договорное регулирование: Монография. Нижний Новгород: ЦЕЗИУС, 2014. С. 79. 206 с.

5. Предметом договоров, то есть тем, по поводу чего субъекты договариваются, являются социальные блага, в которых они испытывают потребность. Эти социальные блага допущены в гражданский оборот по правилам ст. ст. 128, 129 ГК РФ и в ходе заключения и исполнения соглашений становятся объектами правомочий абсолютного характера. В этом смысле договорное отношение служит средством приобретения гражданских прав — права собственности, права аренды, исключительных прав и т.д. Именно с этой целью лица вступают в договор и нуждаются в регулировании своих действий и действий контрагента. При заключении договора стороны договариваются о видах действий, о сроках, месте, субъектах, о способах их совершения. Затем, чтоб впоследствии действовать по соглашению, обусловившему их обязательства друг перед другом. Согласованные таким образом действия являются предметом договорного регулирования.
Предметом договорного регулирования являются действия сторон соглашения по реализации возникающих из него прав и исполнению порождаемых им обязанностей
. Договорное регулирование осуществимо только по отношению к правам неабсолютной природы, а подпадающие под договорное регулирование действия являются средствами механизма приобретения абсолютных прав. Даже в договорах об оказании возмездных услуг исключения касаются лишь одной из сторон — вторая сторона получает вознаграждение и становится собственником денежных средств.
6
. Итак, гражданско-правовая категория «договор» имеет самостоятельное значение в регулировании действий сторон: он обязывает стороны действовать на согласованных условиях, а не по собственному усмотрению как при совершении односторонних действий. Когда договор порождает обязательство, действия по его исполнению, совершаемые на условиях соглашения, признаются сделками. И основная функция договора в этом случае — юридически обеспечить квалификацию действия сделкой. Во всех иных ситуациях, то есть когда обязательство из договора не возникает, договор просто выполняет регулятивную функцию и упорядочивает социальное взаимодействие лиц с учетом их обоюдных интересов. Различение названных функций договора является важнейшей задачей практики договорного регулирования.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

10 января 2021 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы «Единый федеральный реестр туроператоров». Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.

20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 «О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 

4 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

21 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.

7 ноября 2021 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 

В центре внимания:

Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2021

Коррупция — дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2021

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2021

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2021

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2021

К вопросу о правовом регулировании договора водоснабжения

(Широбоков В. В.) («Современное право», 2013, N 9)

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОГОВОРА ВОДОСНАБЖЕНИЯ

В. В. ШИРОБОКОВ

Широбоков В. В., соискатель кафедры гражданского права Российской академии правосудия.

Исследуются источники правового регулирования договора водоснабжения, их особенности; анализируются законодательные нормы, регламентирующие взаимоотношения сторон в договоре водоснабжения.

Ключевые слова: договор, водоснабжение, вопрос, регулирование, источник, закон, норма.

To the question of the legal regulation of watercontract V. Shirobokov

We investigate the sources of legal regulation of water supply contract; their characteristics are analyzed legislation governing the relationship between the parties in the contract of supply.

Key words: contract, water supply, question, regulation, source, law, norm.

Несмотря на большое количество источников правового регулирования договора водоснабжения, в настоящее время отсутствует единый подход к их классификации. Это ведет к пробелам в правовом регулировании указанного договора. При решении вопроса о правовом регулировании договора водоснабжения следует опираться на нормативные источники, а также учитывать наличие саморегулирования и диспозитивно-договорного регулирования. Нормативные источники — международные правовые акты, федеральные законы, подзаконные нормативные акты, акты министерств и ведомств, иные правовые акты, содержащие нормы права, регулирующие договор водоснабжения. К нормативным источникам относятся: — Гражданский кодекс Российской Федерации 2021 года (далее — ГК РФ), а именно § 6 гл. 30 «Энергоснабжение», посвященный регулированию договора энергоснабжения. В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 — 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства; — Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», регулирующий отношения по водоснабжению и водоотведению, а также содержащий определение таких понятий, как «абонент», «водоотведение», «водоподготовка», «водоснабжение», и определяющий принципы и цели государственной политики в области водоснабжения и водоотведения; — Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В ст. 18 отмечается, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека; — Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». К числу источников нормативного регулирования договора водоснабжения следует также отнести и Федеральные законы от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», поскольку в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение относятся к числу сфер деятельности субъектов естественных монополий. К числу нормативных источников правового регулирования относятся, кроме федеральных законов, также и подзаконные нормативные акты, например Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167; далее — Правила). Правила конкретизируют положения федеральных законов и применяются наряду с иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы договора водоснабжения. Кроме того, к числу подзаконных актов, регламентирующих вопросы договора водоснабжения, следует также отнести и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг, в том числе услуг по водоснабжению и водоотведению, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе водоснабжения и водоотведения, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг. Следует отметить, что данный перечень подзаконных актов не является исчерпывающим. Для реализации положений федеральных законов в области водоснабжения необходимо принятие еще ряда подзаконных актов. Проекты некоторых уже подготовлены и опубликованы, однако ни один документ не утвержден в установленном порядке. Например, проекты Постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил горячего водоснабжения» <1>, «Об утверждении правил осуществления производственного контроля качества питьевой воды, качества горячей воды, подаваемых централизованными системами питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» <2>. ——————————— <1> URL: http://www. consultant. ru/law/hotdocs/20869.html. <2> URL: http://www. consultant. ru/law/hotdocs/22432.html.

К числу нормативных источников регулирования договора водоснабжения следует отнести также различные санитарные нормы, правила и другие стандарты, касающиеся в основном требований, предъявляемых к качеству воды. Такие условия содержатся, например, в Санитарных нормах и правилах СанПиН 2.1.4.1074-01 «2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». Анализ источников нормативного регулирования договора водоснабжения показывает, что большинство норм, содержащихся в указанных нормативных актах, носят публично-правовой характер, они характеризуются меньшей диспозитивностью, а значит, дают меньше свободы в действиях субъектам права. В данном случае можно говорить о соотношении частных и публичных интересов, интересов отдельной личности и общества в целом. Актуальность проблемы сочетания частных и публичных интересов в праве и ведущая роль правовой науки в ее разработке осознаются и отечественными, и зарубежными правоведами. Так, ученые отмечают, что основное назначение государства состоит в построении системы права, где учитывались бы интересы всех участников общественных отношений. Таким образом, для обеспечения необходимой организации возникающих общественных правоотношений необходимо соблюдение баланса частных и публичных интересов <1>. ——————————— <1> См.: Винник О. М. Системный подход к разрешению проблемы гармонизации публичных и частных интересов в хозяйственной деятельности // Социальная роль права: история и перспективы: Материалы междунар. конф. / Под ред. Ю. И. Скуратова. М., 2003. С. 90.

Соотношение и разграничение частного и публичного права всегда представлялись непростой проблемой. Дело в том, что в сфере частного права законодатель нередко вынужден использовать общеобязательные, императивные правила, в том числе запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений <1>. ——————————— <1> См.: Бакаева О. Ю., Погодина Н. А. О соотношении частных и публичных интересов // Журнал российского права. 2011. N 4. С. 36 — 47.

Учеными установлено, что публичный интерес — это «признанная государством и обеспеченная правом потребность социальной общности, удовлетворение которой является условием и гарантией ее существования и развития. Он обусловлен потребностями общества. Частный интерес — охраняемый правом интерес, присущий гражданам и юридическим лицам. Таким образом, он принадлежит частным субъектам» <1>. ——————————— <1> Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике // Право и экономика. 2002. N 6. С. 3.

С учетом того, что водоснабжение — одна из важнейших сфер жизни общества, она затрагивает интересы каждого человека и общества в целом, а значит, и интересы государства. Следовательно, вмешательство государства в сферу регулирования договора водоснабжения и, как следствие, применение императивных методов правового регулирования является, с нашей точки зрения, оправданным. Далее рассмотрим саморегулирование в договоре водоснабжения. В юридической литературе саморегулирование рассматривается как одна из лучших альтернатив преодолению «провалов» рынка и государства, поскольку является гибким инструментом, предполагает более низкие издержки для бизнеса по сравнению с государственным регулированием и не предусматривает дополнительных затрат со стороны государства <1>. ——————————— <1> См.: Ершов Н. Н. Правовые пределы вмешательства Российского государства в сферу экономики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999. С. 21; Право и экономика: регулирующее воздействие в рыночной экономике. М., 2000. С. 276 — 277.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль соблюдения требований указанных стандартов и правил. «Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида» (ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»). В настоящее время отсутствуют правовые основы для саморегулирования в области водоснабжения, хотя и имеет место существование объединения водоснабжающих организаций. Так, в Российской Федерации действует Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (далее — Ассоциация). Ассоциация является некоммерческой организацией, основанной на добровольном объединении: — юридических лиц — организаций (предприятий) водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющих отпуск воды из систем водоснабжения и (или) прием сточных вод в системы канализации и эксплуатирующих эти системы в городах и других населенных пунктах; — юридических лиц, которые выполняют работы, оказывают услуги, поставляют товары для нужд организаций (предприятий) водопроводно-канализационного хозяйства, поддерживают цели Ассоциации и активно участвуют в ее деятельности <1>. ——————————— <1> URL: http://www. raww. ru/ecosovet.

На наш взгляд, необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования в области водоснабжения и формирование соответствующей правовой базы в области саморегулирования водоснабжения. Далее перейдем к рассмотрению диспозитивно-договорного регулирования договора водоснабжения. Диспозитивно-договорное регулирование договора водоснабжения представляет собой такой способ правового регулирования, при котором стороны, заключая договор водоснабжения, могут предусмотреть в нем любые условия, которые не противоречат закону, т. е. источником регулирования выступает договор, заключенный между сторонами. Основным и, по нашему мнению, отличительным признаком диспозитивно-договорного регулирования выступает такое его свойство, как диспозитивность. В данном случае отсутствуют обязательные, императивные предписания для сторон, заключающих договор водоснабжения. При диспозитивно-договорном регулировании стороны договора водоснабжения свободны в регулировании своих отношений и могут предусмотреть в договоре любые условия. Как отмечает С. Ю. Филиппова, договор — это самое значимое явление гражданского права, в котором проявляются в полной мере его диспозитивность и дозволительная направленность <1>. ——————————— <1> См.: Филиппова С. Ю. Частноправовые средства организации и достижения правовых целей. М., 2011. С. 43.

Согласно общепринятым положениям для частного права более характерен дозволительный тип правового регулирования, предоставляющий сторонам право самим определять свое поведение. Однако, как представляется, тезис этот верен лишь в одной плоскости оценки правового регулирования — как исключительно исходящих от государства велений <1>. ——————————— <1> См.: Там же. С. 104.

Другими словами, заключая договор водоснабжения, стороны могут включать в договор водоснабжения и иные условия, которые и не предусмотрены законом. Однако законодатель, определив в нормативных актах все существенные условия договора, практически урегулировал взаимоотношения сторон по договору водоснабжения. То есть в данном случае, сопоставляя существенные условия договора водоснабжения, определенные законодателем, с его содержанием, можно сделать вывод о том, что диспозитивный метод правового регулирования носит в большинстве своем коллизионный характер, отсылая для определения прав и обязанностей к договору водоснабжения. По справедливому замечанию В. Ема, «диспозитивность сообщает гражданско-правовым обязанностям интересную особенность, выражающуюся в том, что содержание обязанностей на момент принятия их субъектами может быть конкретно не определено» <1>. ——————————— <1> Ем В. Категория обязанности в советском гражданском праве (вопросы теории): Дис. … канд. юрид. наук. М., 1979. С. 35.

Полагаем, что с указанным положением В. Ема можно согласиться, поскольку стороны договора водоснабжения, заключая договор, не могут в полной мере определить весь перечень прав и обязанностей. Говоря о договоре как о средстве правового регулирования отношений сторон, С. Ю. Филиппова отмечает, что договор, являясь средством регламентации отношений в рамках этой разрешенной дозволительным типом свободы, уже сам лишен дозволительности, сковывая стороны своим содержанием, — именно в этом и заключается его основная функция. Именно в нем определяется юридическая обязанность, а вовсе не в диспозитивной норме закона <1>. ——————————— <1> См.: Филиппова С. Ю. Указ. соч. С. 105.

Конечно, С. Ю. Филиппова права, утверждая, что договор «сковывает» стороны своим содержанием, поскольку на момент заключения договора его стороны уже конкретизировали свои права и обязанности в полной мере и уже на момент заключения отсутствует дозволительность в правовом регулировании. Водоснабжающая организация и абонент, заключив договор, тем самым конкретизируют свои права и обязанности, и уже на тот момент дозволительность в отношениях между сторонами договора водоснабжения будет отсутствовать. Отсюда следует: основным свойством диспозитивно-договорного регулирования договора водоснабжения выступает не только сама диспозитивность, т. е. возможность сторон договора водоснабжения самостоятельно определять свои права и обязанности, но и наполнение взаимоотношений сторон договора конкретным содержанием, «сковывание» их правами и обязанностями. С одной стороны, участником договора выступает водоснабжающая организация, наделенная правами и обязанностями, с другой стороны, абонент, который наделен правами и обязанностями по отношению к водоснабжающей организации. То есть законодатель, регулируя отношения сторон договора водоснабжения путем закрепления в нормативных источниках некоторых прав и обязанностей договора водоснабжения, как бы переносит функцию реализации права на стороны договора, давая им право самостоятельно определять конкретный перечень прав и обязанностей и, как следствие, конкретизировать свои отношения, наполняя его конкретным содержанием. Таким образом, источником диспозитивно-правового регулирования договора водоснабжения выступает сам договор, заключаемый сторонами, в котором они конкретизируют свои права и обязанности. Совокупность прав и обязанностей образует содержание договора водоснабжения. Рассматривать диспозитивно-правовой метод возможно только исходя из нормативистской концепции понимания права, при которой законодатель, определив содержание основных условий договора водоснабжения, а также прав и обязанностей сторон, не пытается полностью отрегулировать отношения сторон, а предоставляет сторонам в дальнейшем самостоятельно определять свои права и обязанности. В заключение сделаем ряд выводов. Во-первых, анализ источников нормативного регулирования договора водоснабжения показывает, что большинство норм, содержащихся в указанных нормативных актах, носят публично-правовой характер, они характеризуются меньшей диспозитивностью и, следовательно, предоставляют меньше свободы в действиях субъектам права. Во-вторых, в настоящее время отсутствуют правовые основы для саморегулирования в области водоснабжения, хотя и имеет место существование объединения водоснабжающих организаций. В-третьих, источником диспозитивно-правового регулирования договора водоснабжения выступает сам договор, заключаемый сторонами, в котором они конкретизируют свои права и обязанности. Совокупность прав и обязанностей образует содержание договора водоснабжения.

——————————————————————

Договор как регулятор общественных отношений

В статье рассматривается роль и значение договора как регулятора общественных отношений. Тенденция к повышению роли договора, характерная для всего современного гражданского права, что приводит в повышению роли договора в регулировании гражданско-правовых отношений между субъектами гражданских правоотношений.

Договор является самым распространенным основанием возникновения гражданско-правовых отношений между участниками гражданского оборота. Именно на основе договоре основываются почти все гражданско-правовые отношения, такие как купли-продажи, мены, дарения, ренты, подряда и т.п. Тенденция к повышению роли договора, характерная для всего современного гражданского права, стала проявляться в последние годы во все возрастающем объеме. Эта тенденция в первую очередь связана с коренной перестройкой экономики страны. Важное значение для перестройки имело признание частной собственности, ограничение до необходимых пределов государственного регулирования экономической сферы жизни, установление свободы субъектов гражданско-правовых отношений.

В период Советского союза договоры заключались для выполнения плановых актов. Воля участников в таких договорах складывалась под прямым и косвенным влиянием государственных органов. Таким образом, договор утрачивал свой основной признак — признак свободного соглашения, достигнутого между двумя независимыми и равноправными субъектами гражданских правоотношений. По-другому и быть не могло, учитывая, что плановый акт предопределял какие организации, когда, в каком объеме и как должны были заключать договоры на передачу товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Основанием заключения хозяйственных договоров в советский период служил плановый акт, адресованный субъектам гражданско-правовых отношений и обязательный хотя бы для одного из них.

В связи развалом СССР и с перестройкой экономики существенно изменилась и роль договора в регулировании экономических отношений. Основное назначение договора сводится к регулированию поведения в рамках закона путем указания на пределы из возможного и должного поведения и также на последствия нарушения этих требований. После перехода к рыночной экономической системе значение договора коренным образом изменилась. Расширилась сфера его применения, появились новые виды договоров, во многих случаях договор является единственным регулятором отношений.

Договор стал основной правовой формой осуществления и организации экономических отношений между равноправными субъектами. Договор — это основной регулятор поведения субъектов гражданских отношений Нормативно-правовые акты создают правовую базу той или иной экономической деятельности. Договор же устанавливает конкретный правовой режим экономических связей между субъектами. Он определяет порядок и условия исполнения договорных обязательств, формы взаимодействия сторон, контроль за выполнением ими обязательств, учитывая специфические особенности конкретных взаимоотношений сторон. Договор выполняет и функцию оценки результатов деятельности.

Основой любого договора является соглашение сторон. Еще в 1 веке до нашей эры известный римский юрист Педий сказал, что нет никакого договора, который не содержал бы в себе соглашения. Соглашение сторон отражает волю сторон, заключивших договор, поэтому такое соглашение является первоосновой и силой договора. Именно от воли сторон договора в зависимости от их желания наступают те или иные юридические последствия договора.

Понятие договора является одним из центральных и в то же время одним из наиболее проблемных понятий гражданского права. Современная гражданская доктрина придерживается традиционного многоаспектного понимания договора. При этом термином «договор» обозначаются несколько различных по своей природе правовых явлений:

  1. юридический факт – сделка (основание возникновения правоотношений);
  2. само правоотношение, возникшее из этого основания;
  3. форма совершения юридического действия (документ)[1].

И все же в большинстве случаев договор рассматривают в первом из перечисленных значений, т.е. в качестве сделки [2].

Общепризнанным считается мнение о том, что договор является одним из основных средств регулирования частных отношений. Однако ни одно из перечисленных понятий договора не отражает его регулятивную функцию. Рассмотрение договора в качестве одного из регуляторов общественных отношений не вписывается в существующее «многоаспектное» представление о договоре. В связи с этим возникает вопрос о понятии договора как регулятора общественных отношений, т.е. как совокупности согласованных сторонами правил поведения.

Что же представляет собой договор как регулятор общественных отношений? Отсутствие в доктрине убедительного ответа на поставленный вопрос обусловлено общим негативным отношением к признанию за договором качества формы права, которое в свою очередь основано на традиционных представлениях о праве и формах (источниках) права.

Отождествление правовых предписаний с нормами права справедливо критикуется в юридической литературе[3]. Действительно, юридическая сила правового предписания не зависит от круга лиц, в отношении которых оно действует. В связи с этим следует согласиться с теми авторами, которые признают правом любые юридически обязательные правовые предписания, среди которых можно выделить нормативные и индивидуальные правовые предписания. В отличие от нормативных предписаний, действие которых не зависит от воли участников общественных отношений, юридическая сила индивидуальных предписаний основана на индивидуальной воле.

При таком подходе к понятию права договор можно рассматривать как одну из форм права, содержащую индивидуальные правовые предписания. Договор как форма права, таким образом, представляет собой совокупность индивидуальных правовых предписаний (прямо выраженных и подразумеваемых сторонами условий), действие которых основано на воле сторон. Именно в таком качестве договор является регулятором отношений сторон, который приобретает юридическую силу на основании совершенной ими сделки.

Источником регулирования выступает договор

Аренда является срочным правом пользования землей, возникающим на основании договора. Правом сдачи земельного участка в аренду обладают все собственники земельных участков.

Спецификой правового регулирования аренды земель является то, что основным источником регулирования выступает не закон, а договор. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных договор считается не согласованным сторонами и незаключенным.

Гражданский и Земельный кодексы Российской Федерации (далее – ГК РФ и ЗК РФ) устанавливают общие требования к аренде земельных участков, однако в основном арендные отношения регулируются договором аренды (обязательственное право).

Аренда – это предоставление какого-либо имущества, в данном случае земельного участка, во временное пользование за определенную плату на основе договора аренды. Это одна из самых распространенных и наиболее эффективных форм использования земли во всем мире. Следует помнить, что объектом аренды может быть только имущество; нельзя передать в аренду имущественные права. С учетом этого, если собственнику принадлежит не земельный участок как таковой, а только доля в праве общей собственности на этот участок, заключить договор аренды не представится возможным.

Особенности аренды

Статья 22 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом, за исключением земельных участков, изъятых из оборота  (указаны в пункте  4 статьи 27 ЗК РФ).

При этом  согласно Федеральному  закону от 24 июля 2021 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» объектом аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Чтобы стать объектом аренды, земельный участок должен быть определен точно так же, как и в других случаях, когда земельный участок выступает в качестве недвижимого имущества в гражданско-правовых отношениях. В договоре должны быть четко указаны местоположение земельного участка, его целевое назначение, границы, кадастровый номер и другие признаки, позволяющие точно установить и идентифицировать соответствующий земельный участок. Эти сведения являются существенными условиями договора, поэтому при их отсутствии договор считается недействительным.

Статья 26 ЗК РФ устанавливает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом  от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Договоры аренды, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сдача в аренду является формой распоряжения земельным участком. Прежде всего, правом сдачи земельного участка в аренду обладает его собственник (статьи 209, 608 ГК РФ). В соответствии с законодательством земля может находиться в собственности как физических, так и юридических лиц. Соответственно, реализовать право сдачи земли в аренду могут граждане и юридические лица.

Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ  размер арендной платы устанавливается договором аренды и в силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ является существенным условием данного договора, т.е. при отсутствии в договоре такого условия он считается незаключенным.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка (а также его покупку), но после собственника здания, строения, сооружения, находящихся на этом земельном участке (пункт 3 статьи 35 ЗК РФ).

Арендатор земельного участка (за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков) вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка (за исключением передачи арендных прав в залог). При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется (пункт 5 статьи 22 ЗК РФ).

Арендатор земельного участка (за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков) имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим ЗК РФ (пункт 6 статьи 22).

Основания прекращения договора аренды

Статья 46 ЗК РФ устанавливает, что аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством:

–по соглашению сторон;

–по решению суда;

–по истечении срока аренды при наличии письменного заявления арендодателя;

–по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи  45 ЗК РФ (нецелевое или нерациональное использование и т.д.).

Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в абзаце 2 подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, не допускается:

1. В период полевых сельскохозяйственных работ;

2. В иных установленных федеральными законами случаях.

В соответствии со статьей 450 ГК РФ договором аренды могут быть установлены и другие условия расторжения договора по инициативе арендодателя. Частью 2 данной статьи предоставляет право расторжения договора одной из сторон при существенном нарушении условий договора другой стороной. Перечень этих условий зависит от содержания конкретного договора.

На основании статьи  619 ГК  РФ арендодатель, прежде чем досрочно расторгнуть договор, должен письменно предупредить арендатора о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

Публичные собственники и аренда

Для публичных собственников (т.е. органов государственной власти и органов местного самоуправления) передача земель в аренду является основным способом использования своей собственности.

В соответствии с п. 2, 3 ст.3.3  Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов регулируется статьей 39 ЗК РФ.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определены в  постановлении Правительства РФ от 16 июля 2021 года N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Татьяна Пахолкова,

главный  специалист-эксперт

Омского отдела

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: