Алгоритм регистрации детей иностранных граждан по месту пребывания

Постановка на миграционный учет детей иностранных граждан

Миграционный учет — обязательная для иностранных граждан процедура, прибывших на территорию РФ и для их несовершеннолетних детей.

Законодательная база

Впервые регистрация по месту пребывания для иностранцев была введена на законодательном уровне в 2021 году, когда вступил в силу Федеральный закон № 109. При его создании за основу были взяты постановления, регулирующие особенности процедуры, принятые в 2021 году.

Согласно действующему законодательству, существует установленный перечень лиц, которые могут регистрировать на жилплощади иностранного гражданина. Среди них:

  • все лица, обладающие гражданством РФ;
  • иностранные граждане, постоянно проживающие в государстве (о переезде в Россию на ПМЖ читайте по ссылке);
  • юридические лица, осуществляющие производственную деятельность;
  • иностранные консульства и международные организации, включая их филиалы.

Основанием для регистрации выступает официальный документ, который содержит уведомление о факте прибытия в РФ иностранца.

Любые действия, попадающие под понятие фиктивной регистрации, влекут уголовную ответственность, определенную в 322.3 статье УК РФ

Узнайте о правах иностранных граждан на территории РФ на нашем сайте.

Основания, позволяющее квалифицировать регистрацию как фиктивную:

  • предоставление недостоверной, поддельной документации или сведений;
  • лицо, желающее зарегистрироваться, не имело намерений пребывать на территории государства;
  • лицо, предоставляющее жилплощадь для проживания иностранца не имело намерения этого делать.

Наличие официальной регистрации, оформленной корректно, значительно упрощает трудоустройство иностранного гражданина и получение им медицинской помощи.

Законодательство накладывает ограничения, касающиеся прав собственника жилого помещения на регистрацию иностранца в нем. Регистрация невозможна, если:

  • помещение находится под арестом, вне зависимости от причин;
  • жилье было приобретено в рамках программы ипотеки;
  • объект является предметом спора в рамках судебного разбирательства;
  • квартира/дом подлежит освобождению по решению органов охраны правопорядка;
  • помещение не соответствует действующим нормам санитарии и гигиены;
  • квартира/дом уже занят.

Если имеется одно из этих оснований, Главное управление по вопросам миграции вправе отказать иностранцу в регистрации на территории жилого помещения, ограничив права его собственника.

Куда следует обращаться для регистрации

Все вопросы по оформлению постоянного или временного пребывания гражданина и его несовершеннолетних детей на территории государства, решаются отделами ГУВМ МВД. У прибывшего иностранца есть 3 суток, чтобы уведомить ведомство о прибытии и зарегистрироваться.

Принимающая сторона должна подать уведомление на протяжении 1 дня с момента прибытия

При этом, потребуется подать необходимые документы:

  • бланк уведомления о прибытии, заполненный принимающей стороной;
  • копию паспорта гражданина, прибывшего из-за рубежа;
  • его миграционную карту (об оформление миграционной карты России читайте по ссылке).

Документы подают в местное отделение ведомства, соответствующее будущему месту жительства иностранца. Документация может быть подана лично путем посещения отделения ГУВМ, либо по почте.

Если был выбран второй вариант, гражданину потребуется воспользоваться специальным окном, имеющемся в почтовом отделении, где будут подаваться документы для отправления. На почте выдадут бланк уведомления и образец его заполнения. Услуга по доставке отправления платная — цена установлена постановлением правительства на отметке 216 рублей.

Скачать бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина можете на нашем сайте.

Образец заполнения смотрите по ссылке.

Граждане могут оформить первичную регистрацию в отделении МФЦ. Этот способ сэкономит время.

О процедуре оформления временной регистрации через МФЦ можете узнать из видео.

Особенности регистрации ребенка

Многие иностранцы привозят на территорию государства детей, не достигших 18 лет. Возникает необходимость отправить ребенка в школу или детский сад. Образовательные организации вправе отказать в приеме, если у ребенка нет регистрации.

Ребенок иностранного гражданина должен быть зарегистрирован вместе с ним и иметь специальный отрывной талон, подтверждающий факт регистрации

Для несовершеннолетних детей, обязательные сроки регистрации составляют 7 суток, а процедура оформления не отличается от взрослых.

Если планируете зарегистрировать ребенка по месту пребывания, необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт/свидетельство о рождении ребенка;
  • полис ДМС;
  • миграционная карта несовершеннолетнего;
  • уведомление, заполненное на имя ребенка;
  • документы от принимающей стороны, подтверждающие права на собственность.

Необходимо учитывать, что юридические лица и компании не имеют право регистрировать несовершеннолетних.

Ответственность за отсутствие регистрации

Действующее законодательство предусматривает ответственность для лиц, решивших уклониться от процедуры регистрации. Правонарушение предполагает административную ответственность и наказывается штрафными санкциями, размер которых составляет от 2 до 5 тыс. рублей.

При неоднократном нарушении миграционного законодательства, либо в случае признания нарушения злостным, предусмотрена депортация из страны с последующим запретом на въезд сроком до 5 лет. Также предусмотрена ответственность для тех лиц, которые были признаны принимающей стороной и не уведомили о прибытии иностранца в установленные законом сроки.

Такое нарушение наказывается штрафом от 2 до 7 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 50 до 70 тысяч. Помните о том, что законы РФ не предусматривают продления регистрации.

О размере штрафа за просроченную регистрацию иностранных граждан можете узнать на нашем сайте.

Процедура регистрации

Общий алгоритм действий, необходимых для регистрации:

  1. Иностранец въезжает в РФ, получая миграционный документ.
  2. Принимающая сторона заполняет необходимые бумаги и подает их в МВД одним из доступных способов.
  3. Ведомство проверяет корректность документов и достоверность указанных в них данных.
  4. Отрывная часть талона передается мигранту.
  5. На протяжении 90 дней он может легально находиться на территории РФ. По истечении этого срока потребуется заново оформить регистрацию.

Подобный талон выступает подтверждением того, что иностранный гражданин или его ребенок находится на территории страны на законных основаниях.

Необходимо помнить о том, что при выезде гражданина из страны, подавать уведомление не потребуется, так как контролирующие ведомства могут получат его самостоятельно.

Допустимые сроки пребывания в стране

Первичный учет иностранных граждан и их детей осуществляется на срок, не превышающий 90 дней с момента их въезда не территорию государства. Гражданин любой страны, не входящий в список государств ЕАЭС, может пребывать в России не более трех месяцев.

Советуем посмотреть видео: как правильно считать срок пребывания в РФ.

Находится в РФ на протяжении 1 года могут граждане следующих государств:

  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Киргизия;
  • Казахстан.

При наличии действительного трудового соглашения сроком на 1 год иностранцы, прибывшие из этих государств, могут находиться в РФ не более 12 месяцев. Аналогичные правила действуют для детей иностранцев, не достигших 18 лет.

Обязательства принимающей стороны

У лиц, признанных принимающей стороной, есть ряд обязательств. Они должны на протяжении 1 дня заполнить необходимые для регистрации документы и подать их одним из возможных способов.

Бланк уведомления не должен содержать сокращения, аббревиатуры, исправления и ошибки. Пакет подаваемых документов, помимо бумаг мигранта, должен включать паспорт гражданина РФ, регистрирующего его у себя. Если пакет документации включает все необходимые позиции, а бланк заполнен корректно, на нем будет проставлена печать о приеме бумаг. Отрывную часть документа потребуется передать мигранту, для подтверждения факта успешной регистрации.

Список документов, которые потребуется предъявить юрлицам, принимающим граждан, значительно шире. Он включает копии учредительных документов организации, уведомлений в соответствующие ведомства, трудового договора, заключенного с мигрантом и другие.

Обратите внимание на видео: новые правила регистрации.

Особенности регистрации детей из разных стран

Действующие законы предъявляют разные требования к несовершеннолетним детям иностранных граждан, в зависимости от того, из какого государства они прибыли. Если не указано иное, будут действовать стандартные правила, предполагающие постановку лица на учет в течение 7 суток с момента прибытия.

Законодательство предполагает следующие особенности регистрации несовершеннолетних:

  • дети, прибывшие с территории Украины, Донецка или Луганска, должны регистрироваться по стандартным правилам;
  • дети, приехавшие с родителями из Таджикистана, должны быть зарегистрированы на протяжении 15 суток с момента въезда;
  • несовершеннолетние граждане стран ЕАЭС, должны пройти процедуру регистрации на протяжении 1 месяца с момента въезда.

Перерегистрация (продление пребывания) детей осуществляется при наличии необходимых оснований у их родителей. В роли основания выступает один из документов:

  • полученный иностранным гражданином ВНЖ;
  • оформленное РВП;
  • другие виды документов.

Помните, что патент на работу не является основанием для продления регистрации ребенка иностранца.

Узнайте на нашем сайте о том, как зарегистрировать иностранных граждан по патенту.

Регистрация для ребенка иностранного гражданина

Несмотря на особенности в процедуре временной регистрации для детей, на них распространяются такие же правила, как и на взрослых: несовершеннолетние граждане обязаны оформить временную регистрацию. Несовершеннолетним следует зарегистрироваться в течении 30 дней для граждан Беларуси, Казахстана, Армении, Украины и Киргизии, 15 дней – для Таджикистана, 7 рабочих дней – для граждан остальных стран.

Для постановки на миграционный учет несовершеннолетнего иностранного гражданина нужны следующие документы:

1. Заполненный бланк уведомления о прибытии.

2. Документ, который удостоверит личность ребенка (при достижении возраста 14 лет – паспорт, если 14 нет – свидетельство о рождении).

3. Документы на собственность (от принимающей стороны)

4. Полис ДМС (обязателен для пребывания в РФ, могут потребовать при оформлении)

Важно помнить!

• В отличии от взрослых детей запрещено регистрировать на юридический адрес;

• По законам РФ дети иностранных граждан могут находиться в стране в течение такого же срока как их родители. Поэтому продлить временную регистрацию ребенку, поле того как истечет срок в 90 дней со дня въезда в страну, можно только на основании разрешительных документов родителей – например, патента или РВП.

• Если у родителей имеется трудовой патент, то регистрацию ребенка не продлить только на основании оплаты чеков. Для продления регистрации ребенка одному из родителей необходимо продлевать непосредственно временную регистрацию; Последствия отсутствия временной регистрации у ребенка;

1. Для родителей, которые не зарегистрировали ребенка: штраф в размере от 2021 до 2021 для Москвы и Санкт-Петербурга и административное выдворение из страны;

2. Для собственника помещения, который допустил проживание лиц без регистрации штраф в размере от 2021 до 2021 руб.

Не затягивайте с оформлением документов.
Источник

Миграционный учет детям.

Я гражданка Республики Узбекистан, работаю вместе с мужем по патенту у физ. лица. Мы приехали вместе с нашими детьми, раньше нашим детям продляли регистрацию на основании того, что мы работаем по патенту. Но недавно нашим детям отказали в продлении временного пребывания. Инспектор мотивировал тем, что с 03.02.2021 года детей стран Узбекистана, Азербайджана, Молдавии и Украины продлять регистрацию нельзя. На чем они основываются или их действия незаконны?

Рейтинг: 4.2

отзывов: 77 443

ответов: 244 667

г. Ставрополь

—Здравствуйте Зульфия, получите письменный отказ и обжалуйте его в суде в течении 3 месяцев по ст. 218 КАСС РФ. В соответствии со ст. 4 КАСС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 398 Гражданского кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями.

Согласно ст. 218 КАСС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По правилам ст. 219 КАСС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Легостаева А.В.

Рейтинг: 0

отзывов: 11 364

ответов: 31 280

г. Краснокаменск

Полагаю, что это правомерно. Патент это право на работу, а не право на безвыездное проживание вместе со своими детьми на территории РФ. Однако в письме УФМС России по Московской области от 05.04.2016 № 1 юр.173-16 «О памятке по вопросам миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства» относительно вопроса продления по патентам указано следующее: «В случае когда оба родителя либо единственный родитель законно осуществляют трудовую деятельность в РФ на основании выданного им патента, продлевать срок пребывания их несовершеннолетним детям в РФ на срок пребывания родителей, а если оба родителя или единственный родитель имеют РВП и ВЖ или признаны носителями русского языка, продлевать на срок, необходимый для оформления их несовершеннолетним детям РВП или ВЖ соответственно».

Рейтинг: 4.0

отзывов: 16 065

ответов: 51 426

г. Казань

Вот тут вот изменения, действительно их надо ставить на учет отдельно.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция)

Миграционный учет детей иностранных граждан в 2021 году

Временная регистрация ребенка иностранного гражданина – это обязательная процедура для всех детей иностранных граждан, въезжающих в Россию. Постановка детей на миграционный учет осуществляется практически по тем же правилам, что и миграционный учет взрослых иностранцев.

Соответственно, необходимо своевременно отправить уведомление о прибытии ребенка иностранного гражданина в место пребывания в территориальные органы УВД МВД и таким образом ставить на регистрацию детей мигрантов.

Сроки постановки на миграционный учет детей иностранных граждан

Сроки уведомления о прибытии ребенка иностранного гражданина такие же, как для совершеннолетних иностранных граждан, описанные выше.

Таким образом миграционный учет детей визовых иностранных граждан и безвизовых иностранных граждан осуществляется не позднее 7 дней со дня приезда в РФ, то есть уведомления о прибытии ребенка иностранного гражданина необходимо подавать не позднее 7 дней с момента въезда на территорию России.

Однако как и у взрослых, процедура регистрация детей иностранных граждан по месту пребывания имеет некоторые отличия в сроках постановки на миграционный учет детей в зависимости от их гражданства:

Постановка на миграционный учет детей иностранных граждан из Украины осуществляется не позднее 7 рабочих дней со дня въезда в РФ, в том числе граждан Донецкой и Луганской областей, миграционный учет детей из этих регионов осуществляется в течение недели со дня прибытия.

Регистрация ребенка иностранного гражданина из Таджикистана осуществляется не позднее 15 дней со дня въезда в Россию.

Временная регистрация ребенка иностранного гражданина из стран ЕЭС (Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии) осуществляется не позднее 30 дней с момента въезда в РФ.

В общем порядке дети иностранных граждан могут пребывать на территории России в течение такого же срока, как их родители, до 90 дней с момента въезда, по истечении которых необходимо выезжать из страны на 3 месяца или продлять регистрацию ребенку-мигранту при наличии оснований у родителей (патента на работу, РВП, ВНЖ и т.д).

Важно! Если родители находятся в РФ по трудовому патенту на работу, то регистрацию ребенка иностранных граждан нужно продлевать отдельно, на основании оплаты за патент она не продляется.

Как поставить ребенка на миграционный учет?

Для того чтобы поставить ребенка иностранного гражданина на миграционный учет принимающая сторона должна подать в органы УВД МВД (ФМС) уведомление о прибытии иностранного гражданина (ребенка) в отведенный срок и получить отрывную часть бланка уведомления с пометкой о приеме уведомления.

Важно! При постановке на миграционный учет детей иностранных граждан в качестве принимающей стороны юридическое лицо выступать не может и, соответственно, не может регистрировать детей на свой юридический адрес!

Документы для постановки детей на миграционный учет

Для постановки на миграционный учет несовершеннолетнего иностранного гражданина понадобятся следующие документы:

ззаполненное уведомление о прибытии иностранного гражданина на ребенка;

миграционную карту ребенка;

свидетельство о рождении для детей до 14 лет / паспорт при возрасте от 14 лет;

желательно также иметь полис ДМС на ребенка иностранного гражданина (могут потребовать);

Документ, удостоверяющий личность от принимающей стороны;

документы на собственность принимающей стороны.

Что будет, если ребенку не продлить вовремя миграционный учет или не сделать ребенку мигранта регистрацию в РФ?

Иностранные граждане, которые не поставили ребенка на миграционный учет получат штраф в размере от 2 000 до 7 000, в зависимости от региона и административное выдворение из России.

Собственник помещения, который допустил проживание иностранных граждан без регистрации получит штраф в размере от 2 000 до 4 000 рублей.

https://migrantmedia.ru/postanovka-na-migratsionnyy-uchet-inostrannyh-grazhdan-v-rf-vremennaya-registraciya-inostrancev-v-rossii

Рейтинг: 4.1

отзывов: 11 393

ответов: 23 360

г. Иркутск

Пребывание иностранных граждан на территории РФ регламентировано Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 19.07.2017) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Согласно ФЗ от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регистрация производится по месту жительства, согласно Статьи 15. Основание для регистрации иностранных граждан по месту жительства

Цитата:

1. Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

или по месту пребывания Статья 21. Основание для учета по месту пребывания

Цитата:

1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

2. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.. Каких либо указаний по поводу детей иностранных граждан в этих законах не содержится. Т.е. фактически, законодательно этот вопрос не урегулирован. Получается, что дети иностранных граждан входят в понятие «иностранный гражданин» и все. Можно, разве что поставить их на миграционный учет, заключив договор об образовании со школой.

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства1 в Российской Федерации — государственная деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и об их перемещениях, осуществляемая, в том числе в целях выработки и реализации государственной политики в сфере миграции, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции. Миграционный учет носит уведомительный характер.

Обязанность по постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания возлагается на принимающую сторону.

Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (имеющие вид на жительства), а также юридические лица, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18 июня 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»2. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи3 могут выступать также иностранные граждане, относящиеся к высококвалифицированным специалистам4 и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации.

В отдельных случаях обязанность по постановке на учет по месту пребывания возлагается на самого иностранного гражданина.

К таким случаям относятся пребывание иностранного гражданина в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности. Кроме того, иностранному гражданину необходимо самостоятельно уведомить подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России о своем прибытии в место пребывания при наличии документально подтвержденных уважительных причин (например: болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии в место пребывания в орган миграционного учета.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (иностранный гражданин, имеющий вид на жительство) вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания непосредственно соответствующее подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России с письменного согласия принимающей стороны.

Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.

Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту5 (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания6 и в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания представляет указанный бланк, копии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и его миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) в территориальный орган МВД России непосредственно либо направляет по почте, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг7.

Непредставление миграционной карты с Уведомлением не является основанием для отказа в постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Территориальный орган МВД России либо организация почтовой связи, либо МФЦ, получившие от принимающей стороны заполненное Уведомление и указанные выше копии документов, проставляют в Уведомлении отметку о его приеме и возвращают отрывную часть Уведомления принимающей стороне.

Принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть Уведомления. Наличие у иностранного гражданина отрывной части Уведомления с проставленной отметкой подтверждает его постановку на миграционный учет.

8 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2021 года N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»8.

В соответствии с внесенными изменениями в качестве места пребывания сохраняются жилое помещение, не являющееся местом жительства, и иное помещение9, а также введено новое условие о необходимости фактического проживания иностранного гражданина в этом помещении (регулярного использования для сна и отдыха).

В силу внесенных изменений физическое или юридическое лицо является принимающей стороной для иностранного гражданина в случае представления в соответствии с законодательством Российской Федерации данному иностранному гражданину жилого или иного помещения для фактического проживания. Постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина в данном случае осуществляется по адресу предоставленного жилого или иного помещения.

В том числе в качестве принимающей стороны могут выступать физические и юридические лица, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, которое в свою очередь предоставлено принимающей стороне во владение и (или) пользование на основании гражданско-правового договора (аренды, найма, безвозмездного найма и т.д., если условиями договора предусмотрена возможность представления данного помещения третьим лицам.

В качестве принимающей стороны образовательная организация может выступить исключительно в случае фактического проживания иностранного гражданина в помещении (общежитии), принадлежащем ВУЗу, либо непосредственно в помещении ВУЗа.

Иностранный студент, проживающий в период обучения в съемном жилом помещении, подлежит постановке на учет по адресу этого жилого помещения. Принимающей стороной для данного иностранного студента будет являться лицо, предоставившее ему это жилое помещение, и на которое возлагается обязанность по предоставлению необходимых документов для постановки иностранного студента на учет по месту пребывания.

В случае, если адрес образовательной организации совпадает с адресом жилого или иного помещения, предоставленного в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранному гражданину для фактического проживания, то он подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу данного помещения.

В отношении иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях и поставленных на учет по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона N 163-ФЗ, не требуется переоформление постановки на учет по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 121 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. N 859, иностранному гражданину, въехавшему в Российскую Федерацию для обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обыкновенная учебная виза продлевается подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина.

В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ обязанность по предоставлению в территориальный орган МВД России документов, необходимых для продления срока временного пребывания иностранных студентов, возложена на образовательную организацию.

Образовательная организация обязана обратиться с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, обучающегося в ней, не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации.

В ходатайстве, помимо основания для продления срока временного пребывания (реквизиты приказа о зачислении, переводе, отчислении либо договора об обучении), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

— фамилия, имя, отчество (при наличии);

— дата рождения;

— гражданство (подданство) (при наличии);

— наименование и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;

— адрес места пребывания.

В ходатайстве также указываются полное наименование и адрес места нахождения образовательной организации, а также предполагаемый срок временного пребывания, (но не более тридцати календарных дней с даты отчисления иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения).

Одновременно с ходатайством представляются:

— документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и его копия (все страницы);

— миграционная карта (при наличии) и ее копия;

— документ, подтверждающий поступление в образовательную организацию либо перевод иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе другого уровня, либо документ, подтверждающий перевод иностранного гражданина в другую образовательную организацию для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, либо документ, подтверждающий отчисление из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и их копии.

После принятие решения о продлении срока временного пребывания иностранный гражданин может быть поставлен на учет по месту пребывания вплоть до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

Обращаем внимание, что должностные лица образовательной организации должны принять исчерпывающие меры по обеспечению соблюдения иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации, продления срока временного пребывания.

Для сведения сообщается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации освобождены от постановки на учет по месту пребывания: граждане Украины и граждане Республики Беларусь — в течение 90 дней, граждане Республики Армения, Республики Казахстан и Киргизской Республики — 30 дней, граждане Республики Таджикистан — 15 дней с даты пересечения Государственной границы Российской Федерации. Граждане государства-члена Евразийского экономического союза, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию российской Федерации (в том числе для занятия преподавательской деятельностью) и члены семей освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в течении 30 суток с даты въезда.

——————————

1 Далее — «иностранные граждане», если не оговорено иное.

2 Далее — «Федеральный закон».

3 В соответствии с пунктом 1.1 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» членами семьи высококвалифицированного специалиста признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки. Далее — «Федеральный закон N 115-ФЗ».

4 Высококвалифицированный специалист — иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

5 В соответствии с международными договорами Российской Федерации миграционная карта не заполняется при въезде на территорию Российской Федерации иностранными гражданами, указанными в пункте 2 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца (заключено в г. Москве 5 октября 2004 года). Кроме того, освобождаются от использования миграционной карты при въезде в Российскую Федерацию граждане государств — членов Евразийского экономического союза, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда.

6 Далее — «Уведомление».

7 Далее — «МФЦ».

8 Далее — «Федеральный закон N 163-ФЗ».

9 В случаях, установленных Федеральным законом.

Подготовлены методические рекомендации по постановке иностранцев и лиц без гражданства на учет по месту пребывания. Речь идет в т. ч. об обучающихся в учебных заведениях.

Разъяснено, кто и как подает в миграционное подразделение МВД уведомление о прибытии иностранца. По общему правилу это обязана сделать принимающая сторона. Последней может выступать образовательная организация, если иностранный студент проживает в общежитии вуза.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: